"Деловой Петербург" первым рассказал о переделе рынка мелкой мобильной розницы, который вызван новыми установками Смольного. В продолжение этой темы мы выбрали наиболее яркие истории смены игроков в разных отраслях городского бизнеса, причиной которых были кадровые перестановки в петербургской администрации.
Смена чиновников в петербургском правительстве почти всегда сопровождается переделом соответствующих сегментов рынка: новый руководитель приводит за собой дружественные ему бизнес-структуры, которые, как правило, быстро вырываются в лидеры.
Например, самой успешной строительной компанией начала 2000-х была ЛЭК (сейчас "Л1"). Она получала лучшие земельные участки под застройку и минимум претензий со стороны властей. Секрет преуспевания "Л1" участники рынка связывали с близкими партнерскими отношениями компании с Ириной Яковлевой — женой тогдашнего губернатора Владимира Яковлева. Считалось, что ей принадлежит часть капитала основанной владельцами ЛЭК Павлом Андреевым и Андреем Рогачевым торговой сети "Пятерочка" (она в то время по темпам развития не отставала от ЛЭК). Правда, когда в 2005 году "Пятерочка" вышла на IPO, эта информация не подтвердилась.
До кризиса 2008-2009 годов земельный банк ЛЭК оценивался в 200 га.
Проблемы у "Л1" начались после прихода в Петербург губернатора Валентины Матвиенко (она заняла этот пост осенью 2003-го). При Яковлеве сроки сдачи объектов девелоперу продлевали без вопросов и штрафов. Новая команда Смольного оказалась не столь лояльной. В 2005 году на одном из заседаний правительства вице-губернатор Виктор Лобко даже заявил, что фирму вообще не стоит допускать до строительства жилья — за систематический срыв сроков. Несмотря на то что "Л1" не раз оказывалась на грани банкротства и к 2012 году распродал половину своей земли в счет погашения долгов, компания осталась на рынке.
С приходом в 2009 году к руководству строительным комитетом Смольного выходца из Setl group Вячеслава Семененко резко пошли в гору дела у этого застройщика. За несколько лет компания стала одним из лидеров первичного рынка. Но и после того, как Семененко в 2012 году покинул чиновничье кресло, Setl не утратила свои позиции.
Ближе к кассе
В дорожном строительстве, где главный источник финансирования — бюджет, главное условие успеха предпринимателей — дружба с теми, кто распределяет подряды. Скажем, в 1996 году в Петербург пришла мода на мощение тротуаров плиткой. Было принято несколько соответствующих целевых программ, финансировавшихся в том числе и за счет средств Европейского банка реконструкции и развития. Все центральные улицы выложили тротуарной плиткой. Объяснение простое: Ирина Яковлева была фактической владелицей производившего этот материал завода "БиК". Он стал почти единственным поставщиком плитки для госзаказа. После ухода Яковлевой из Смольного завод почти лишился заказов, и сейчас его доля на рынке не превышает 2%.
В пору губернаторства Валентины Матвиенко самой громкой на дорожном рынке стала история взлета и падения компании ООО "Флора". В 2008-2009 годах эта никому не известная фирма выиграла три тендера на строительство кольцевой автодороги на общую сумму почти 15 млрд рублей. А в 2009-м — конкурс на реконструкцию набережных Обводного канала в районе Американских мостов стоимостью 3,3 млрд рублей.
Так совпало, что в 2009 году смольнинский комитет по благоустройству и дорожному хозяйству возглавил Борис Мурашов, пришедший на этот пост с должности руководителя Дирекции по строительству КАД.
Рабочий энтузиазм "Флора" утратила уже через год: опыта, техники и необходимых специалистов у компании не было, поэтому строить дороги она не могла. Сроки сдачи участков КАД были сорваны, подрядные конкурсы объявлены заново. Открытие набережных также пришлось перенести на 2 года.
А в 2011 году прокуратура сообщила, что подрядчик нанес бюджету ущерб в размере около 1 млрд рублей. Из признательных показаний экс-главы "Флоры" Александра Коростовцева (компания стала фигурантом трех уголовных дел) следовало, что подрядчик получил миллиардные контракты при поддержке нескольких сотрудников Дирекции по строительству КАД: Константина Арефьева, Василия Швайка и Александра Богомольникова. Они были учредителями компании "Ленстройсервис", которую "Флора" привлекала в качестве субподрядчика.
В 2011 году компания обанкротилась, оставив долги на сумму 1,3 млрд рублей, которые оказалось нечем гасить: кроме офисной мебели и оргтехники, судебные приставы не нашли у нее никаких активов.
Главный по трубам
Другой крупный скандал, в котором были замешаны близкие к Смольному структуры, случился в тот же период в энергетике — так называемое "трубное дело". В 2006-2011 годах, когда комитетом по энергетике Петербурга руководил Александр Бобров (находится в федеральном розыске), а потом сменивший его Олег Тришкин (был фигурантом уголовного "трубного дела"), в городской теплоэнергетике активно воплощали объявленную инновационной схему по замене труб теплоснабжения на отслужившие газовые. Менять трубы по госзаказу вызвались компании "Петроком", "Руструбпром", "Мост-сервис" и СМУ-53. В 2012 году следствие выяснило, что проложенные трубы текут, при их закупках фальсифицировались документы, а многие оплаченные из бюджета работы значились только на бумаге.
Эти разбирательства предшествовали резкому взлету в сегменте госзаказа компании "МТЭР СПб" ("дочка" московской МТЭР братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов). После "трубного дела" рынка госзаказа ушли все традиционные подрядчики, замешанные в нем, а их место заняла "МТЭР СПб". По стечению обстоятельств именно в 2013 году в Смольный пришли два бывших гендиректора этой компании: Игорь Забиран стал главой управления заказчика комитета по энергетике, а Ирина Пермякова — первым зампредседателя того же комитета. "МТЭР СПб" стала один за одним выигрывать государственные тендеры не только в теплоэнергетике, но и в водоснабжении, где до этого компания ни разу не засветилась. Причем перед тем, как "МТЭР СПб" подала заявку на участие в первом для себя конкурсе "Водоканала", в офисах "Водоканалстроя", ключевого подрядчика этого монополиста, прошли обыски, и он не вышел на тендер.