Популярные импортные вина подорожали из-за скачка курса валют. "Деловой Петербург" спросил у крупных производителей и импортеров, как теперь выбирать вино и можно ли купить качественный продукт не дороже 500 рублей за бутылку.
Вышеупомянутые 500 рублей — это условная сумма, выбранная редакцией как индикатор потребительских возможностей. Обозначенную цифру нельзя считать железной защитой от неудачной покупки, предупреждают эксперты. "Конечно, приобретая дорогостоящую продукцию, гораздо больше шансов получить что-то действительно интересное, однако настоящим гарантом качества могут быть только собственные знания покупателя о вине", — говорит директор по импорту группы "Ладога" и основатель школы сомелье Wine Masters Дмитрий Журкин.
"Цена может служить только сигналом, функцию гаранта качества вина выполняет только международная классификация вин", — согласен Кирилл Калмык, директор по маркетингу "Игристые вина". Так, на лицевой стороне бутылки вин Испании нужно искать аббревиатуру DO, для вин Франции используется АОС и АОК, а также обозначение замка и сорт винограда, для вин Чили такую роль играет принадлежность к району производства вина (лучшими винами считаются те, что произведены в центральном районе). А вот для российских вин подобных обозначений не предусмотрено.
"Купить неплохое вино за 500 рублей однозначно можно!" — утверждает Анна Меховых, тренинг-менеджер по ассортименту ООО "ЛУДИНГ-СПб". Идти за недорогим и приличным вином она советует в супермаркеты или алкомаркеты, а не в бутики. "Благодаря большим объемам и инвестициям со стороны поставщиков сетевые магазины за счет скидок и сезонных распродаж на импортный алкоголь представляют потребителям более выгодную цену и возможность выбора", — поясняет Анна Меховых.
Что можно купить
Как выяснилось, 500 рублей — это сумма, которая позволяет не просто купить неплохое вино, но и повыбирать. Правда, выбор не так уж широк.
Большинство знакомых или привычных марок теперь стоят больше 600 рублей, поэтому импортеры и дистрибуторы адаптируются к новым реалиям, предлагая новые марки из слабо представленных регионов, говорит Анна Меховых. Так, например, много предложений из испанских регионов, как правило, это молодые, открытые и понятные вина с фруктовой составляющей, также это вина из Португалии и стран Нового Света (Центральной долины Чили, юго-запада Австралии, Южной Африки и Аргентины), кроме того, это и российские вина от надежных производителей, которые получают награды на престижных российских и международных конкурсах и занимают хорошие позиции в рейтинге вин России.
Михаил Николаев, управляющий партнер семейного предприятия "Николаев и сыновья" (российский производитель вин), тоже советует обратить внимание на вина из Нового Света и российских производителей. По его мнению, европейские вина сильно переоценены: "Многие привыкли думать, что если уж покупать вино, то выбирать нужно Испанию, Францию и Италию, но по факту 500-700 рублей в наших магазинах стоит вино, которое в той же Испании продается за 1,5 евро, так что я бы не говорил о высоком качестве такого продукта".
По соотношению "цена-качество" в категории до 500 рублей находятся молодые вина Нового Света: Аргентина, Чили, Австралия, ЮАР, часто сюда же попадает Грузия либо простые столовые вина из Европы, дает схожее мнение Дмитрий Журкин. Как любопытный факт он отмечает, что поскольку такая продукция не обладает потенциалом к длительной выдержке и должна быть выпита в ближайшие 1-3 года, она укупоривается винтовой пробкой. "Этот факт иногда совершенно напрасно пугает покупателя — с учетом короткого срока хранения вино не требует закрытия специальной корковой пробкой", — говорит он.
Что касается российских вин, то здесь покупатель может рассчитывать купить за 500 рублей только вина, разлитые на территории России, однако произведенные из импортного виноматериала, говорит Кирилл Калмык. Как представитель предприятия — лидера по выпуску шампанского он не мог не отметить и игристые вина российского производства.
Импортозамещение не задалось
Судя по данным статистики, участникам рынка в последние годы пришлось поволноваться — продажи вина в Петербурге после пары лет роста теперь снижаются. Росстат зафиксировал небольшой всплеск продаж в начале прошлого года, но в первом полугодии 2016 года в Петербурге было продано 1584,5 тыс. дал вина, что на 4,6% меньше продаж за аналогичный период 2015 года.
Объем продаж вина в Петербурге, 1 полугодие, тыс. дал
Источник: данные "Росстат"
Основной причиной таких изменений на рынке называют ослабление рубля. Вино в зависимости от категории подорожало на 15-40%, приводит данные Журкин. По цепочке подорожание ударило по потребителям, а затем резкий спад продаж вывел с рынка часть импортеров. Заместить их попытались с разным успехом оставшиеся игроки, а также отечественные виноделы.
"Если в 2013 году торговые сети скептически говорили нам, что никто не станет покупать российское вино, то кризис заставил их попробовать в том числе и наше вино, — радуется Михаил Николаев. — Благодаря ослаблению рубля на полках появилось разнообразие российской продукции".
Российское виноделие действительно сделало большой прорыв, но, как правило, здесь мы говорим о винах, стоящих более 1 тыс. рублей, а пока большинство потребителей не готовы покупать отечественное вино по цене, например, итальянского, поэтому говорить о замещении не приходится, делает вывод Журкин.
Как объясняет Кирилл Калмык, причина такой ситуации в том, что в России только в Крыму и Краснодарском крае выращивают виноград, а запасы его ограничены, поэтому цена на эту продукцию будет значительно выше 500 рублей. Большинство же российских производителей, в том числе из Краснодарского края, используют импортное сырье. Такое вино, произведенное в соответствии со всеми стандартами качества, можно найти даже дешевле 400 рублей.
Говорить о том, что российские вина составляют здоровую конкуренцию импортным, пока еще рано, соглашается с коллегами Анна Меховых: "Есть над чем работать и к чему стремиться. Что же касается именитых вин России, сегодня они находятся в сегменте свыше 500 рублей за бутылку".