Некогда один из крупнейших импортеров страны "Балтфрут" практически прекратил импорт фруктов и овощей на фоне санкций и вложил в производство полуфабрикатов из фруктов и овощей 150 млн рублей.
"Балтфрут", один из крупнейших импортеров фруктов и овощей середины 2000-х годов, построил собственное предприятие по производству продукции из овощей и фруктов под брендом "Сила традиции". Компания инвестировала в оборудование 150 млн рублей. Под производство выделено 12 тыс. м2 в складском комплексе компании общей площадью 30 тыс. м2, который расположен на территории бывшего Охтинского деревообрабатывающего комбината.
Проектная мощность составляет 270 т продукции в сутки. Из них 200 т - это соки прямого отжима, около 10 т - овощи в вакуумной упаковке, 30 т - фруктовые десерты, 10 т - консервация и соленья, остальное - блины, готовые блюда в вакуумной упаковке и т. д. "Рынок и санкции вынуждают переходить на свое производство. Мы начали с того, что в России практически не производили и мы завозили из-за рубежа: свекла в вакууме, кукуруза, фруктовые десерты, готовые блюда в ваккууме и т. д.", - говорит генеральный директор и владелец компании Александр Чупин. По его словам, сейчас ведутся поставки в сети "Лэнд", "О’Кей", "Дикси", "Магнит" и другие.
Деятельность по импорту "Балтфрут" практически прекратил. "Мы приостановили работу из-за санкций и ввозим только то, что нужно для производства. Сейчас сети начали сами ввозить продукцию, и многие импортеры потеряли этот рынок", говорит Александр Чупин. В дальнейших планах компании переехать в Шушары, где 10 лет назад планировалось построить склад. А землю на Магнитогорской ул. отдать под деловую застройку.
"Балтфрут" работает на рынке импорта с 1991 года, в середине 2000-х годов компания входила в четверку крупнейших импортеров фруктов и овощей в России наряду c "Джи Эф Си", "Санвэй" и "Сорус" (все они обанкротились, за исключением "Балтфрута"). Банкротство последовало после кризиса 2008-2009 годов, когда спрос резко упал.
Оборот "Балтфрута" оценивался в $150 млн, сказал Александо Чупин. По данным "Форбс", компания входила в рейтинг крупнейших частных компаний, и в 2006 году выручка составляла $240 млн. До санкций в 2014 году оборот составлял 1,9 млрд рублей, а в 2015 году - 1,4 млрд рублей. Грузооборот в 2015-2016 годах составлял 25 тыс. т в год, а в 2000-е - 120-90 тыс. т.
После эмбарго на ввоз продуктов питания многие импортеры свернули свою работу или обанкротились: например, ООО "Арго" из топ-5 крупнейших импортеров сыра в РФ, вслед за лидерами оптового рынка алкоголя "Русь–импорт" и "Мозель" банкротится крупный игрок, поставщик виски, коньяка, рома и вина "Евро–арт" и др. Но многие задумались о собственном производстве.
Как ранее сообщал "ДП", импортер сыров из Москвы — ООО "Модуль" планирует построить сырный завод мощностью 7,2 тыс. т в год в Луге. Объем инвестиций оценивался в 1,5 млрд рублей. Одного из лидеров дистрибуции и логистики молочной продукции в Петербурге и области — ООО "4Ф" называют конечным бенефициаром от продаж молочной продукции под брендом "Баба Валя", выпуск которой на мощностях ООО "Производственный комбинат "Волотовский" производится с осени 2014 года, после введения в России эмбарго на импорт продуктов, сообщал "ДП".
По оценке Национального союза производителей плодов и овощей, за последние 4 года в России на 52% выросло производство овощей закрытого грунта и на 20% — открытого. Импорт первых сократился на 41%, вторых — на 25%.
Очевидно, это является следствием санкций. "В декабре союз оценивал, что по итогам 2016 года производство тепличных овощей составит около 875 тыс. т, что на 17% выше показателя 2015-го. При этом предполагалось, что урожай овощей открытого грунта (без учета картофеля) снизится на 2%, до 4,48 млн т", - говорит генеральный директор ИК "Гриффон-Эксперт" Александр Петренко.
Как отмечает эксперт, переработка овощей и фруктов в готовый для потребителя продукт – перспективная ниша на российском рынке и Россия еще отстает по ассортименту переработанных плодоовощных продуктов от ведущих стран. Это востребованный современный продукт, который будет пользоваться спросом не только у кого мало времени на приготовления, но и среди тех, кто следит за своим здоровьем, добавляет он.
"Важно отметить, что сегмент, например, условно назовем «корейской моркови», как и в целом солений, по сути, в России, особенно в регионах производится кустарно, непонятно где и как, и реализуется в основном на овощных рынках. Продукт, произведенный в промышленных условиях под определенной маркой и позиционирующийся как свежий и полезный для здоровья, найдет отклик у потребителей. Важно войти в крупные торговые сети, но здесь необходимо выдержать требуемый объем, выстроить логистику, кроме того, производитель может столкнуться с конкуренцией «частных торговых марок» сетей и их собственным производством солений и овощных полуфабрикатов», – рассуждает Александр Петренко.
Впрочем, не все разделяют оптимизм. Например, несколько лет назад концерн "Детскосельский" планировал построить завод по производству овощей в вакуумной упаковке, но в итоге от этих планов отказались. "Сейчас низкие закупочные цены на овощи, картофель, например, в этом году стоил 7 рублей за 1 кг, а из-за погодных условий производители понесли большие убытки", – отмечает совладелец концерна Юрий Брагинец, добавляя, что пессимистически оценивает проекты по переработке овощей.