Он принимает на работу не тех, не умеет слушать, не готов признавать свои ошибки, принимает решения без объективного анализа ситуации. В результате компания перестает развиваться, теряет сотрудников и клиентов. Как быть справедливым — в материале "ДП".
Несправедливого руководителя видно сразу. "Он делит коллектив на любимчиков и аутсайдеров, часто непоследователен, старается избегать общения с сотрудниками, не принимает обратную связь", — перечисляет характеристики такого босса Ирина Архипова, директор по внешним связям Coca–Cola HBC Россия. Данный стиль руководства создает серьезные риски для компании: когда в коллективе царит напряженная атмосфера, сотрудники не вовлечены в процесс, начинается текучка и работа на стороне.
"Несправедливость — это вирус. В коллективе с необъективным руководителем непременно начнут появляться подобные ему люди. Это значит, что негативная волна быстро достигнет клиентов. А это ведет к краху бизнеса", — объясняет суть проблемы Семен Кибало, владелец компании UniFashion.
Уважающий себя профессионал никогда не будет работать с начальником подобного типа, полагает Светлана Кузьмина, руководитель отдела подбора, интеграции и развития бренда работодателя FM Logistic. "Для компании такой шеф — это боль. Снижается производительность труда, в социальных сетях появляются негативные отзывы о работодателе — все это вредит имиджу компании, — говорит она. — Эту "раковую опухоль" нужно удалять, и чем быстрее, тем лучше".
Некорректное отношение руководителя к сотрудникам приводит к тому, что в итоге они перестают понимать, что хорошо и что плохо, потому что не могут угодить руководителю и теряют ориентир, добавляет Надежда Лимонникова, директор по маркетинговым коммуникациям "Дзен–мани".
Если свести все признаки несправедливого руководителя к четырем главным, то получится следующий список: самодурство, чрезмерная критика, отсутствие уважения к личным границам подчиненных и критического взгляда на распределение нагрузки между сотрудниками, добавляет Яна Фомина, старший руководитель в дирекции маркетинговых коммуникаций агентства "АГТ".
Ко всему прочему несправедливый руководитель не умеет работать в команде, добавляет Игорь Шерстобитов, директор ГК DOKA. Он равняет всех сотрудников под одну гребенку, не может адекватно оценить степень трудности задачи для конкретного сотрудника, подчеркивает Александра Лаковникова, генеральный директор Control Digital. "А ведь начальник должен учиться доверять людям и давать им возможность развиваться вместе с компанией", — говорит Игорь Шерстобитов.
Как стать справедливым
"Справедливый руководитель должен видеть дальше других и демонстрировать эмоциональную зрелость. Его можно сравнить с кочегаром паровоза, чья задача — вовремя подкидывать топливо, развивать таланты сотрудников, мотивировать подчиненных", — говорит Ирина Архипова.
Один из важнейших признаков справедливости — объективность и беспристрастность при распределении задач и поощрение за их выполнение. Справедливый начальник разговаривает с подчиненными на их языке, уверена Арпине Саркисян, владелица Instashkola. "Почему сотрудники считают, что их руководители не справедливы?
Часто начальники не умеют взаимодействовать с людьми, не понимают, кто перед ними: сотрудники–процессники или сотрудники–результатники", — рассуждает она. Если первым не ставить четкое задание, они будут "плыть": когда и как точно будет выполнена задача — неизвестно. "Вторые качественно и в срок выполнят все что нужно, даже если четкого ТЗ не было. Люди разные. И стоит этот факт признать", — напоминает Арпине Саркисян.
Александра Лаковникова предлагает руководителям раз в квартал получать обратную связь от подчиненных: выяснять, как к их решениям относятся подчиненные и вышестоящее руководство. Для этого подойдет, например, анонимное анкетирование. "Получая такой фидбэк регулярно, руководитель сможет оценить уровень лояльности сотрудников по отношению к нему (и сравнить его с уровнем лояльности к другим руководителям) и идентифицировать проблему", — поясняет она.
Чтобы быть справедливым, руководителю важно не быть "бараном" и вовремя признавать допущенные ошибки, добавляет Игорь Шерстобитов.
"Справедливость выражается в том, кого начальник берет на работу, насколько разумные и четкие задачи он ставит и как часто хвалит подчиненных, проговаривает плюсы выполненной ими работы, а не только минусы", — напоминает Арпине Саркисян. Такой босс ставит промежуточные дедлайны и снимает со своей головы "корону". "Он знает мечты и цели своих подчиненных и понимает, что сотрудник выбрал работу в этой компании не только из–за зарплаты", — говорит Арпине Саркисян.
"Быть справедливым руководителем — это значит соблюдать баланс между интересами организации и интересами сотрудника. Надо справедливо поощрять и развивать людей", — соглашается с ней Светлана Кузьмина.
Как принять справедливое решение
Многие решения несправедливый босс принимает в зависимости от настроения, считает Яна Фомина. Между тем справедливость в менеджменте базируется не только на морально–этических критериях, на которые мы опираемся в жизни.
"Бизнес–решения основываются на миссии компании, на обещании, которое дает бренд своим клиентам и сотрудникам. И главное — они учитывают достижение или недостижение конкретных показателей эффективности подразделением или специалистом. Оценивать справедливость решений руководителя вне этих координат бессмысленно", — напоминает Анжела Грачева, заместитель генерального директора SPN Communications.
"Когда сложно принять какое–то решение, я представляю себя гимнастом, который должен пройти препятствие метров так десять–двадцать над землей, — рассказывает Игорь Шерстобитов. — Ветер дует то справа, то слева, но мне нужно удержаться. Потоки ветра — это мои мысли за и против по поводу какой–то ситуации, решение по которой нужно принять. Я беру стикеры и начинаю выписывать на них все свои мысли и потом раскладываю их в две колонки — за и против". Когда все становится наглядным, получается принять наиболее взвешенное спокойное решение, отмечает он.
Вероника Любке, генеральный директор Bridge One Seven, делится своим способом. "Надо задать себе вопросы: знаю ли я ситуацию в целом или только свою личную перспективу, дала ли я шанс на исправление ситуации, выслушала ли позицию сотрудника, это произошло в первый раз или нет?" — говорит она.
"Трудно оценить, какие из твоих решений справедливы, не поставив себя на место сотрудника. Поэтому стоит на время погрузиться в работу своего отдела наравне с остальными для профилактики зашоренности", — говорит Александра Лаковникова.
Татьяна Козлова, директор по персоналу "Байкал–Сервис ТК", напоминает, что справедливость — не абсолютная величина. "Ее не бывает меньше или больше, нет и эталонной справедливости. Поэтому инструкцию по справедливости еще никто не изобрел", — говорит она. И все–таки мы можем учиться быть более справедливыми и почаще анализировать себя.
"Быть справедливым, если ты способен управлять своими эмоциями, совершенно не сложно. Не просто управлять эмоциями. А для этого нужно мысленно отделять результаты работы сотрудников от их личных качеств, — дает главный совет Станислав Логунов, эксперт по оптимизации бизнес–процессов. — Всем нам свойственны предубеждения и предпочтения, симпатии и антипатии, но их надо оставлять дома".