Всероссийскому фестивалю театрального искусства для детей (а не только детских театров, как не устают подчеркивать организаторы) "Арлекин" всего–то 16 лет. А кажется, что все 30: не потому, что он словно всегда был, есть и будет, но из–за особого устройства его организма. "Арлекин" — такое же дитя героической эпохи энтузиастов–оптимистов, что и его отец родной — детский музыкальный театр "Зазеркалье". Так же ставит перед собой заведомо нереалистичные цели (поднять на уровень "небесной линии" весь что ни на есть российский театр для детей) и таким же чудесным образом достигает их в режиме ежедневного подвига, несмотря на сопротивление материала и вечную недостачу рук и ресурсов.
Шестнадцатилетний "Арлекин", который пройдет в петербургских театрах с 17 по 26 апреля, благополучно перемахнул пубертатный период. В программе — никаких метаний, сомнений и крайностей. Этот мощный органный аккорд — плод взрослого, ответственного решения, согласно которому наравне с петербургскими спектаклями–блокбастерами в конкурсе и внеконкурсных показах участвуют труппы из Кургана, Ханты–Мансийска, Твери, Лобни и города Тара Омской области.
Побороться есть за что — с 2018 года Гран–при национальной премии "Арлекин" составляет не 300 тыс. рублей (достаточных разве что для камерной постановки), а нормальный такой миллион. Побороться есть с кем: по условиям фестиваля лауреаты прошлых лет автоматически попадают в номинанты. Так в конкурсе появились оба эпизода "Трех толстяков" БДТ (23 и 24 апреля) и волшебные "Сны Пиросмани" "Упсала–цирка" (с которых фестиваль и стартует 17 апреля). Из рекордных 119 заявок эксперты включили в конкурс трех хорошо известных петербуржцам героев: теплый, ностальгический спектакль Ивана Пачина "Мой дедушка был вишней" в БТК (19 апреля), мудрено–смешные "неДетские разговоры" Бориса Павловича по Хармсу и Введенскому на его "Квартире" (20 и 21 апреля), нежнейшую историю Яны Туминой и Алисы Олейник о старости и памяти "Комната Герды" (театр "Особняк", 21 апреля). А еще — пять редких гостей, о которых поговорим, пожалуй, поподробнее.
На фото: "Изобретение полета"
18 апреля в "Зазеркалье" гостит Театр кукол "Гулливер" из Кургана. "Изобретение полета" сербского драматурга и режиссера Эмилии Мрдакович — это степ, школьные геометрические задачки и аисты, вышедшие навстречу друг другу из пунктов А и Б. Кажется, никакие курицы не помешают научиться летать ни птичкам из линеек и циркулей, ни их вполне человекообразному преподавателю.
22 апреля в Молодежном театре на Фонтанке Театр обско–угорских народов "Солнце" из Ханты–Мансийска продолжит птичью тему с маркировкой 0+. "Чев–чев" — это спектакль Анны–Ксении Вишневской по материнскому фольклору народа ханты с брусникой из пуговиц, рыбой из щепки и традиционными куклами Акань. Главное — мы наконец–то узнаем, откуда на земле появились комары.
23 апреля в "Зазеркалье" Северный драматический театр из города Тара оставит "Папин след". История Константина Рехтина по повести Гуго Вормсбехера о российских немцах, подвергавшихся репрессиям в 1941–1942 годах, уже "наследила" в нескольких уважаемых сибирских фестивалях, попала в лонг–лист "Золотой маски". Подзаголовок "история одной советской семьи" не даст обмануться и решить, что этот спектакль о том, что с нами случиться не может.
25 апреля в "Зазеркалье" нужно смотреть "Сны о кошках и мышах" по мотивам валлийских сказок, привидевшиеся по воле британского режиссера Вероники Вигг шести артистам Тверского ТЮЗа. Согласно этому пособию по воспитанию животных и детей даже ведьма Агнесса Борисовна в неподражаемом исполнении Александра Романова была когда–то маленькой девочкой, и будь у нее тогда кровать, туфли и пальто, все обернулось бы совсем иначе.
25 апреля на площадке "Скороход" московский Центр драматургии и режиссуры "Старт" и режиссер Татьяна Тарасова представят спектакль "Тимур и его команда. Рассказы о том" — необыкновенно подробную, прямо бытописательскую постановку о 1940–х на фоне минималистичного белого забора.
А теперь поторопим события, не станем распространяться о внеконкурсных показах новейших премьер самого "Зазеркалья", спектаклей Новой сцены Александринского театра, "НеБДТ", режиссеров Александры Ловянниковой или Михаила Патласова, о целом десанте любопытнейших москвичей. Умолчим об интереснейших читках, безумных студенческих лабораториях, театре равных возможностей и проч. и проч. Адресуем любопытного читателя к сайту "Арлекино": пусть расслышит и рассмотрит хорошенько хоть пару–тройку нот из фестивального аккорда.