Какая фраза о жизни почти любого офиса может претендовать на звание и самой приторной, и самой притворной? Та, где в одном предложении содержатся утверждения "за чистотой следят" и "все сотрудники офиса". На деле уборщик в штате или клининговая компания в договоре — единственный способ решить проблему с опрятностью рабочего места. Хотя и самим клинерам хватает своих сложностей: от резкой сезонности до демпинга от тех, кто еще вчера был бизнес–партнером.
Где офис — там люди, где люди — там точно есть что прибрать. Не к рукам, а в мусорное ведро. И вот уже который год компании гадают, кому поручить эту важную, но непрофильную миссию по уборке помещения: штатному сотруднику или бригаде из клининговой службы. И действительно, с кем бизнесу выгоднее и эффективнее работать?
Чисто без налогов
Клининговые компании уверяют: со штатными уборщицами (или уборщиками) работать хорошо, зато с приходящими — проще. "Для чего мы, например, ходим в рестораны? Просто не хотим готовить дома тазик салата, ехать за продуктами, полдня провести на кухне. Так мы экономим время и ресурсы. И в клининге та же история: процесс оптимизируется", — проводит аналогию Эдуард Сакаев, генеральный директор клининговой компании BrilliantGroup.
При работе с клинингом все затраты предприятия на уборку оказываются в числе самых заурядных расходов. Налогооблагаемая база, соответственно, снижается: у работодателя нет проблем с поиском и оформлением "непрофильных" сотрудников, выплатой больничных и отпускных.
"В ценовом сегменте клинингу не всегда удается конкурировать: иногда кажется, что нанять уборщицу в штат дешевле. Но мы предлагаем другое: если один наш сотрудник заболеет или уйдет в отпуск, то ему на замену выйдет другой", — делится опытом Егор Ильин, генеральный директор клининговой компании "Шмель".
Подтверждает мнение и Денис Чеботарев, руководитель компании "Петербургский клининг": "Штатные сотрудники после испытательного срока расслабляются, качество уборки резко снижается. Сотрудничая с клинингом, клиент может позвонить своему менеджеру и попросить его заменить работника, а вот от штатной единицы не всегда просто избавиться".
Хотя тех, кто привык работать штатно, угнетать тоже не собираются и объясняют: уборщикам самим выгоднее переквалифицироваться в клинеров.
"Малый бизнес сможет предложить штатной уборщице оклад 10 тыс. рублей за небольшой объем работы. Но это слишком мало. В клининговой компании этот же сотрудник побывает на нескольких объектах и суммарно получит куда больше. Тогда и у человека отношение будет не как к подработке, а как к работе — ответственное", — объясняет Сергей Карпиков, совладелец компании CleanField.
Казалось бы, клининговые службы — готовое решение для офисов разного масштаба и степени загрязненности. Но сами владельцы профильных компаний советуют не торопиться с окончательным выводом. "Количество профильных компаний на рынке стабильно растет. Клиентам рекомендую обращать внимание не только на цену услуги, но и на отзывы и то, как вас проконсультировали по телефону. Многие считают, что клининговый бизнес прост для входа: сделал сайт, принимаешь звонки, отдаешь заказы людям. На самом деле все не совсем так, и клиенту нужно быть осторожным", — предупреждает Егор Ильин.
Итог: конкуренция на рынке клининга растет, а цены на услуги вместе с уровнем качества у отдельных представителей падают. Куда, почему и как это остановить?
Поймать на понижении
"Рынок усложняется. Многие, с кем я начинал работать, кого подбирал и обучал, через полгода уходили и открывали свою компанию. Таких было человек пять–шесть точно. Но из них "выжили" только двое. Участники таких историй часто демпингуют: делают уборку не за 5 тыс. рублей, а за 2 тыс. Так они долго точно не смогут прожить", — рассказывает Эдуард Сакаев.
По оценке Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК–СПб), сейчас в городе работает около 300 клининговых служб. Многие — "вчерную": без оформления сотрудников, зато с задержками зарплат. "Допустим, 100 тыс. рублей заказчик заплатил за работу клининговой компании. Из них 90 тыс. рублей должны уйти только на зарплату сотрудников. Оставшиеся 10 тыс. рублей — это даже не прибыль, а расходы на оборудование, химию, бензин. И вот, чтобы компания оставалась на плаву, приходится либо не платить работникам, либо опять же демпинговать", — объясняет Эдуард Сакаев.
Причем демпинг — это история не только про сомнительную конкуренцию, но и про невыполнение госконтрактов. "На развитие клининговой отрасли крайне негативное влияние оказывает закон (44–ФЗ, регулирующий процедуру госзакупок. — Ред.), когда закупки услуг клининга осуществляются по самой низкой цене. В этом случае заказчик рискует получить дешевую, некачественную услугу", — говорит Вера Ушакова, председатель правления АРУК–СПб, генеральный директор НПФ "Химитек".
По словам Веры Ушаковой, сейчас клиенты с собственным бизнесом с трудом находят свободных клинеров в самые "жаркие" сезоны (либо в зимний и снежный, либо в весенний и оконно–пыльный), а сами клининговые компании в свою очередь постоянно "в активном поиске" сотрудников.
Еще одно препятствие на пути к клиенту для клининговых компаний — это сайты — агрегаторы объявлений.
Так, например, на Avito за год спрос на услугу по генеральной уборке вырос на 41,8%, а предложение — на 21,3%. Еще динамичнее развивался рынок услуг по простой уборке: за год спрос возрос на 66,3%, предложение — на 48,8%. И вот на фоне таких показателей "цена за чистоту" не возрастает, а падает на 8,2% и составляет в среднем 1,3 тыс. рублей.
Могут ли вообще в таких условиях выживать клининговые компании?
Крым и альпинисты
Парадоксально, но рынок клининга не просто выживает, а стабильно растет. Оказывается, о клининговых услугах просят даже тех, чей профиль далек от наведения чистоты, например проектно–монтажные компании.
"В основном мы занимаемся заменой остекления. Соответственно, у нас есть промышленные альпинисты. В процессе работы стали поступать запросы на то, чтобы помыть стекла или фасады. Вот мы и решили предоставлять такую услугу. Альпинисты есть, весь перечень необходимых документов и инструментов тоже. За качеством, конечно, следим: любой развод на стекле может привести к справедливому недовольству заказчика", — рассказывает свою историю Сергей Кирюхин, руководитель отдела промышленного альпинизма компании "Летний сад".
"Просто люди наконец поняли: клининг — это не диковинная услуга. Если раньше клинеров звали в экстренном случае или от желания потратить лишние деньги, то сейчас к нам обращаются многие: от бизнесменов до пенсионеров", — рассуждает Егор Ильин.
"Пока в России рынок клининга не сформирован до конца, но процесс идет. Клинингу у нас в стране всего 20 лет, поэтому в сфере смотрят на европейский опыт, который понемногу переходит к нам", — объясняет причины роста Андрей Исаков, совладелец клининговой компании H2O.
И действительно, в этом году кейсы от руководителей профильных компаний становятся все интереснее.
Например, петербуржцы из BrilliantGroup на днях открывают филиал компании в Крыму: так своих клинеров можно отправлять одновременно и в командировку, и на отдых. Здесь же недавно закупили телескопические штанги — "щетки", которыми можно помыть здания высотой до 20 м в высоту прямо с земли.
По сравнению с работой промышленных альпинистов такая практика увеличит производительность в 3 раза и придется кстати для торговых центров и автосалонов.
А вот компания Н2О и вовсе открывает первый в Петербурге центр для клинеров и управленцев.
"В пространстве две зоны. Первая — торговая: с профессиональной химией, оборудованием и инвентарем. Вторая — обучающий центр: здесь мы будем проводить семинары, лекции и учить клинеров", — делится планами Андрей Исаков. И сетует на то, что клининг сформирован лишь в коммерческом секторе, а вот менеджеров, которые могут работать с физическими лицами, попросту нет.
Чтобы решить эту проблему, в H2O разработали разряды для сотрудников, получив которые в обучающем центре и на практике они смогут вырасти от клинера до бригадира и менеджера, от рабочего до управленца.
"У нас до сих пор не ценится этот рынок: люди не знают о профессии клинера. Думаю, это временно, — рассуждает Андрей Исаков. — В Европе таким специалистам платят хорошо, но и учат их серьезно. Мы идем как раз к этому. Надеюсь, придем".