Мобильные операторы наращивают присутствие в петербургских университетах. Задача — выиграть конкуренцию за будущие кадры у банкиров и IT–сферы.
Телеком–компании активно запускают партнёрские программы с петербургскими университетами. "Мегафон" объявил о старте нового сезона "Лаборатории 5G" на базе кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ. Студенты будут разрабатывать проекты на основе сети 5G, самые успешные смогут пройти стажировку в "Мегафоне" или получить приглашение на работу.
О запуске образовательных проектов в Петербурге в этом году объявили и другие операторы. МТС открыли специализацию "Технологии разговорного интеллекта" в рамках магистерской программы в Университете ИТМО, также совместно с ИТМО была запущена образовательная онлайн–программа Центра 5G МТС для разработчиков решений в сетях пятого поколения.
В марте 2020 года Tele2 участвовал в открытии контактного центра в НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург. Компания обеспечила оборудованием рабочие места, а специалисты обучили студентов работе. Кроме того, Tele2 подписал соглашение о партнёрстве с ГУАП.
Устойчивая тенденция кооперации университетов и операторов связи формируется с прошлого учебного года и будет развиваться. Здесь сказывается кадровый голод. "ИТ–кадров в России не хватает, а с помощью таких проектов у операторов появляется возможность вербовать ещё на этапе обучения наиболее толковых студентов", — считает генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком"Юрий Брюквин.
Аналитик Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Минаева также отмечает, что большой рост цифровой экономики, в том числе в связи с пандемией, породил дополнительный спрос на ИТ–специальности. Основная цель сотрудничества — именно рекрутинг специалистов, считает она.
Борьба за digital–кадры
Как подчёркивают в МТС, бизнес заинтересован в том, чтобы сделать образовательный процесс более прикладным. "Поэтому мы вкладываемся в подготовку кадров, которые будут обладать сильными и востребованными компетенциями в условиях цифровой экономики. Эта цель лежит в основе наших образовательных программ, как внутренних, так и партнёрских", — отмечают в пресс–службе компании.
Но острого дефицита начинающих программистов в компаниях уже нет. Более того, в ближайшее время благодаря огромному предложению на рынке профобучения будет ощущаться их избыток, считает Александр Маслюк, HR–эксперт и автор телеграм–канала WTF_HR. "Операторы, как и любые другие компании, сотрудничают с университетами, чтобы не просто набрать “абы кого”, а привлечь и выбрать лучших ещё до того, как они попадут в компанию. Хороших талантливых “джунов” с потенциалом выхода на “мидла” никогда не бывает много, поэтому важность graduate–рекрутмента будет только расти", — говорит он.
СЕО компании Changellenge Андрей Алясов подчёркивает: "джунов" и стажёров действительно проще найти, но и за них уже придётся побороться. По его словам, телеком здесь конкурирует не только между собой, но и с банками, ИТ–компаниями, индустриальными компаниями.
Согласно исследованию Futuretoday, в 2020 году на лидерские и стажёрские бизнес–программы стали набирать больше студентов: 15% — заметно больше, 26% — немного больше (набирать меньше стали только 17% компаний). Сооснователь FutureToday Денис Каминский связывает это и с демографией: можно констатировать общую нехватку молодых специалистов. По данным компании, их количество снизилось с 12 млн в 2010 году до 7 млн в 2020–м.
Вузы становятся более открытыми к партнерству с компаниями, подтверждает директор по корпоративному развитию и управлению персоналом "МегаФона" Валентина Ватрак. "МегаФон приглашает студентов на стажировку и практику, участвует в карьерных ярмарках, эксперты компании читают лекции, делятся практическими кейсам, рассказывая студентам, как теоретические знания применяются в бизнесе, какие навыки необходимо прокачивать, чтобы быть эффективными и успешными. Это повышает уровень знаний выпускников, и помогает "МегаФону" находить талантливые цифровые кадры еще на этапе их обучения", — говорит Ватрак.
Из стажёра в стартап
Эксперты полагают, что решение проблемы недостатка специалистов — не единственная цель телеком–компаний. "Компаниям важно развивать свой бренд работодателя, — считает Денис Каминский. — Выстраивание бренда у уже сложившихся профессионалов в суперконкурентной среде (они всем нужны) — банально сложнее и дороже, чем начинать со студенческой скамьи".
Важно и то, что стоимость образовательных партнёрских программ для операторов копеечная, а вот идеи, которые предлагаются студентами в процессе работы, могут быть неплохо монетизированы.
Когда стажёры работают на том же или почти идентичном оборудовании и ПО, что представлено и в реальной сети, они выдают большое количество предложений. Такая работа создаёт атмосферу для развития стартапов. Причём в значительной степени это стартапы, заточенные на конкретную отрасль и, возможно, даже на конкретного оператора, считает Юрий Брюквин.
Правда, по мнению эксперта, связанные с пандемией ограничения этот полезный эффект сотрудничества существенно снизят. "Сейчас меньше возможностей работы с реальным оборудованием. Кроме того, снижается интенсивность общения и работы в коллективе — всё это ведёт к тому, что появление новых идей будет тормозиться", — говорит он.
Несмотря на это, телеком–компании находятся в поиске новых партнёров для сотрудничества со студенческими стартапами. По словам директора Центра научного бизнес–партнерства ИТМО Владлены Серебряковой, свою заинтересованность операторы связи активно проявляют в рамках развития проекта ИТМО Хайпарк.
Не только айтишники
Справедливости ради, в университетах операторы активно ищут не только ИТ–кадры. Например, в Tele2 рассказали, что заинтересованы и в привлечении специалистов менеджерского профиля. В "Билайне" и МТС для стажировок востребованы студенты, специализирующиеся на маркетинге, финансах и HR.
Технологические и ИТ–компании постепенно перестают выполнять единственную функцию и двигаются в сторону платформенного подхода, и компании — операторы сотовой связи не исключение, считает Евгений Соломатин, эксперт Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС. По его словам, резкий скачок госсектора и бизнеса в сторону цифровой трансформации увеличил спрос не только на специалистов ИТ–направлений подготовки, но также на менеджеров и руководителей нового уровня.
Впрочем, работа с университетами не всегда полезна. Крупные бренды, опрошенные Futuretoday, давали низкие оценки партнёрству: комплексные программы и мероприятия в вузах назвали эффективными только 25%. Для сравнения: объявления на карьерных сайтах, таргетинг в соцсетях, ярмарки вакансий и др. считают успешными более трети компаний.
"С вузами зачастую непросто работать, они в первую очередь заточены под образовательный процесс, а не под взаимодействие с работодателями. И культура взаимодействия в вузах другая. Куда проще сделать рекламную кампанию онлайн. Комплексные программы с вузами, как правило, менее эффективны, потому что их очень сложно сделать хорошо: слишком много разных участников и ограничений", — заключает Денис Каминский.
“
Основная тенденция последних лет за рубежом — это создание "хабов" на базе университетов с помощью инвестиций бизнеса. Они находятся на территории вуза, но большее участие принимает не университет, а бизнесмены. Им нужны новые идеи, которые всегда исходят от студенчества. Чтобы не отрывать студентов от учебы, они создают эти хабы прямо в кампусах университетов. Сами IT и телекоммуникационные компании также хотят делиться своим опытом с партнёрами из других сфер. Поэтому организуют свои университеты. Так, один из главных мировых лидеров среди операторов связи Vodafone открыл в Испании свой собственный вуз. Vodafone Business University предлагает корпоративные программы по защите данных, big data, управлению данными, интеграции 5G и другие.
Ирина Следьева
директор компании Academconsult