Суточная заболеваемость COVID-19 в Петербурге находится на уровне майских показателей, когда в городе действовали жёсткие ограничения. С ростом новых случаев заражения истощается терпение Смольного: вице-губернатор Евгений Елин объявил, что "когда больных придется размещать в коридорах", в городе закроют всё. Но представители бизнеса опасаются, что восстановиться после повторных ограничений уже не получится.
Больше всего в этой ситуации пугает то, что власти не сообщают о своих планах по борьбе с коронавирусом, жалуются представители бизнеса.
"Основная сложность — планирование развития бизнеса и продаж. Фактически всегда приходится держать в голове, что могут появиться еще какие-либо ограничения деятельности. Это сложно спрогнозировать, и еще сложнее оценить их влияние на бизнес. Мы как будто сидим на бочке с порохом, и это несколько отвлекает от актуальных и важных задач", — рассказал коммерческий директор компании NBcom Артём Шукюров.
"У нас сейчас крайне напряженная обстановка, следим за всеми новостями. При этом в Петербурге ситуация гораздо более сложная, ещё после первой волны в городе осталось много нерешенных вопросов", — рассказала вице-президент по связям с общественностью Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамара Буйлова.
О том, что у властей отсутствуют планы по борьбе с распространением коронавируса, также заявил на заседании Законодательного собрания Петербурга руководитель фракции "Яблоко" Борис Вишневский. "Мы слышим от губернатора через те средства массовой информации, которые к нему допущены, что если будет хуже, то, может быть, нужно будет вводить опять какие-то ограничения… Какие, когда? — мы ничего этого не знаем", — задался вопросом парламентарий.
Позже Евгений Елин пояснил, что в случае введения ограничений, они будут носить комплексный характер. Так, например, если школьников переведут на внеплановые каникулы, то закроют и места массового скопления — фуд-корты, кино и развлекательные центры.
Долго, тяжело и дорого
Первая волна коронавируса нанесла мощный удар по всем отраслям экономики. Однако больше всего пострадали сферы общепита, гостеприимства и торговли, когда из-за введённых ограничений были закрыты бары, рестораны, кинотеатры и торговые центры.
За первое полугодие 2020 года в Петербурге прекратили деятельность 416 заведений общественного питания — 41% от числа всех закрытых помещений стрит-ретейла. Это превышает аналогичный показатель прошлого года в 2,4 раза. По данным Knight Frank, наибольшее число закрытий пришлось на рестораны (43%), бары (13%) и кофейни (11%).
"Влияние второй волны коронавируса на сегмент HoReCa неизбежно, но целиком и полностью будет зависеть от жесткости вводимых ограничений со стороны правительства или надзорных органов. В случае повторения полного локдауна, крах очень многих игроков рынка неизбежен, это крайне дорого обойдется экономике страны в целом", — считает генеральный директор и основатель компании Kravt Invest Валерий Кравцун.
По мнению Тамары Буйловой, повторное введение ограничений повлечет за собой закрытие до 85% различных предприятий — ресторанов, отелей, торговых центров и кинотеатров. "Причем потеряют безвозвратно", — подчеркивает она.
"Есть мнение, что если одни закроются, то придут новые. Не придут. Сегодня предпринимательство — это очень тяжелая работа. Так вот, если они закроют бизнес, то мы укатимся в середину 90-х по объему предоставляемых услуг, а восстанавливаться будем очень тяжело и долго", — добавила Тамара Буйлова.
Новая нормальность
Компании из уязвимых для ковида сфер начали перестраивать бизнес-процессы и адаптировать к новым условиям. Например, сфера организации мероприятий, которая также сильно пострадала наряду с общепитом и гостиничным бизнесом, была вынуждена переехать в онлайн.
"Множество проектов было отменено в этом году, рынок начал потихоньку возвращаться в норму лишь в конце августа, а сейчас мы опять получаем письма с отменами мероприятий. Думаю, что до конца этого года 90% мероприятий будут отменены или проведены в онлайне", — рассказала управляющий партнер компании Main division Маргарита Глушкина.
По её словам, сейчас клиенты начинают привыкать к новому формату. Кроме того, этот формат позволяет им сокращать расходы на логистику. "Для нас онлайн менее выгоден, чем офлайн с коммерческой точки зрения, но мы, как и все вынуждены адаптироваться и искать новые инструменты и возможности продолжать делать свою работу", — добавляет Маргарита Глушкина.
Основатель петербургской сети стрит-фуд кафе VlavaшеПавел Крупин рассказал, что теперь в контракте с новыми арендодателями добавили пункт о коронавирусе, согласно которому при введении новых ограничений они получают скидку на аренду, а в случае полного запрета она составит 100%.
Денег нет
Тем не менее предприниматели и эксперты надеются, что власти не введут новые ограничения.
"Вряд ли правительство решит закрыть все развлекательные заведения как весной и отправить всех по домам. Для этого нужны средства, чтобы помогать и людям, и бизнесу, а таких средств сейчас нет. Поэтому бизнесу придется адаптироваться под новые реалии. Но только теперь уже не получится просить поблажек или снижения аренды у арендодателей — они уже все что могли в прошлый раз — предоставили", — рассказал заместитель директора Института гостеприимства Университета "Синергия" Георгий Ташкер.
"Я уверен, что механизмы, разработанные во время первой волны властями и бизнесом, будут максимально направлены на то, чтобы не повторилось второго локдауна", — добавляет директор по развитию сети апарт-отелей YE`S Антон Агапов.