Строительство дорог в Петербурге спотыкается о "камни" в виде проектов планировки территории.
Пока Смольный в лице комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в 2021 году может провести торги только по одному новому дорожному объекту — 1–му этапу Южной широтной магистрали (ЮШМ), которая соединит Волхонское шоссе с Московским и Петрозаводским. Необходимый для этого утверждённый проект планировки территории линейного объекта (ППТ ЛО) ведомство рассчитывает получить в феврале следующего года.
Ни туды, ни сюды
После изменений в Градостроительном кодексе пройти госэкспертизу по тому или иному дорожному объекту без разработанного ППТ с 2020 года стало невозможно. А без положительного заключения экспертизы, соответственно, нельзя объявлять конкурсные процедуры.
Последними дорожными объектами Петербурга, разыгранными ещё по старым правилам, стали транспортная развязка на пересечении Московского шоссе и Дунайского пр. за 8,2 млрд рублей, 2–й этап реконструкции Приморского шоссе за 3,8 млрд рублей со строительством съездов к "Лахта Центру", развязка на пересечении Петрозаводского и Вознесенского шоссе почти за 4 млрд рублей. Конкурсы на них успели объявить до конца 2019 года, а итоги подвели уже в 2020–м.
По данным КРТИ, при наличии необходимого финансирования ведомство сможет объявить в 2021 году аукционы по строительству 1–го этапа Южной широтной магистрали, стоимость которого оценивается более чем в 16 млрд рублей, а также по строительству подземного пешеходного перехода в Лахте в 2020 году (для него не требуется ППТ ЛО, так как сам объект является элементом дороги).
По всем остальным перспективным дорожным объектам, за исключением Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), ППТ пока нет. Осенью КРТИ провёл аукционы на разработку ППТ по девяти объектам. В частности, для строительства нового участка Северного пр. до Шафировского пр., развязки на пересечении Северного пр. и ул. Руставели, нескольких развязок для подключения улично–дорожной сети к первому этапу ШМСД и других объектов. Согласно сайту госзакупок, документация должна быть готова либо летом 2021 года, либо летом 2022–го.
Камень на шее
По словам участников рынка, на разработку и утверждение ППТ, если процесс идёт очень быстро, уходит год–полтора, но на практике это почти нереально. В основном — 3–4 года.
"По нормативам сроки разработки и утверждения ППТ ЛО составляют около 9 месяцев, но по факту можно готовить эти документы годами. В рамках утверждённых регламентов по разработке ППТ ЛО требуется получить более 15 согласований, направить огромное количество запросов (например, по Южной широтной магистрали — более 130, по автомобильной дороге от границы Санкт–Петербурга до а/д Санкт-Петербург — Матокса (продолжение Пискарёвского пр.) — около 200, по 4–му этапу строительства скоростной трассы Москва — Казань — более 420), а самое главное — есть разное трактование и разные требования (иногда противоречивые) между согласующими комитетами и ведомствами", — говорит заместитель генерального директора АО “Петербург–Дорсервис” по развитию Анатолий Пичугов.
"При этом номенклатура работ настолько специфична, что руководители администрации города не могут разобраться, в чём загвоздка, для принятия правильных административных решений. Кроме того, у линейного объекта в городе слишком много хозяев: за земельные участки отвечает комитет имущественных отношений, за имущество самой дороги — комитет по благоустройству и КРТИ, за сети — комитет по энергетике и инженерному обеспечению и монополисты, градостроительные функции лежат на комитете по градостроительству и так далее до бесконечности. Поэтому ППТ ЛО — это своеобразный камень на шее дорожного комплекса города", — уточняет собеседник "ДП".
О многочисленных и непростых согласованиях говорят и дорожные организации, которые с документацией уже работают на земле.
"Все линейные объекты связаны с большой протяжённостью, примыканиями. ППТ нужно согласовать, исходя из развития территории в целом: строительство объектов, перекладка сетей и др., и со всеми ресурсниками. Всё очень зарегулировано, и процесс в итоге превращается в долгую волокиту", — прокомментировали "ДП" в одной из дорожных компаний Петербурга.
В КРТИ отметили, что комитет совместно с КГА на постоянной основе ведёт работу по сокращению времени, необходимого на разработку ППТ ЛО, но, к сожалению, именно постоянно меняющиеся требования значительно увеличивают сроки подготовки и напрямую влияют на темпы реализации социально значимых объектов комитета. "Кроме того, текущая эпидемиологическая ситуация влияет на проведение публичных общественных слушаний, что также затягивает сроки разработки ППТ", — добавили в пресс–службе.
По мнению транспортного инженера и эксперта комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрия Баранова, прямой взаимосвязи между отсутствием ППТ и отсутствием новых дорог в Петербурге нет, дороги всё же строят, когда это нужно. А сам процесс обычно тормозят две вещи: недостаток финансирования и согласования с различными ведомствами и организациями.
"Порой некоторые организации, занимающиеся инженерными сетями, откровенно саботируют развитие дорог, выдвигая невыполнимые требования в рамках техусловий. Либо они просто отказывают в согласовании, и всё", — говорит Баранов.
В целом же, чтобы дойти до строительно–монтажных работ, необходимо сперва включить объект в генплан, потом подготовить ППТ и сам проект, пройти экспертизу и сделать рабочую документацию. Только на разработку проекта может уйти не меньше года.
По опыту вышестоящих
По мнению Анатолия Пичугова, на городском уровне необходимо использовать опыт федеральных чиновников, где за всё отвечает один собственник — ФДА "Росавтодор": его земля, его имущество, его первоочередное право диктовать условия монополистам на пересечения и использование подземного пространства автомобильной дороги.
"На примере федеральных дорог нужен один собственник на землю, имущество и подземное пространство улично–дорожной сети Санкт–Петербурга. Нужен собственник, радеющий за качество проектов, скорость и качество строительства, последующую эксплуатацию. Если такового собственника нет, то может работать постоянно действующий штаб или комиссия на уровне профильного вице–губернатора (похожий механизм действовал при Валентине Матвиенко). Нужна оптимизация “участников процесса” по разработке ППТ ЛО, может быть, даже в рамках приказа премьер–министра РФ Михаила Мишустина по оптимизации работы госслужащих", — считает Анатолий Пичугов.
Некоторые участники рынка полагают, что вопросы с ППТ — это большая именно петербургская проблема, которую мог бы при желании решить профильный вице–губернатор, в ведении которого находится КГА, основной согласующий орган.
Можно и без проекта
ППТ является градостроительной документацией для формирования земельного участка под объект строительства или реконструкции, и его разработка обязательна с 2015 года. Однако опыт последних лет показывает, что строить дороги у нас могут и без него. Например, развязку на Петрозаводском шоссе и съезды к "Лахта Центру" вовсю строят без этих документов, утверждение ППТ запланировано на май 2021 года, уточнили в пресс–службе КРТИ. Это спустя более чем год после подписания контрактов.
"Где в принципе строить дорогу — вопрос генплана или просто чьей–то воли. Документация — это уже про то, как именно её построить, а ППТ формирует земельный участок под эту дорогу, да в общем–то и всё. ППТ придумали, чтобы обосновать межевание, чтобы не было земельных споров, чтобы дорога не проходила ни по чьей территории и никто не мог её захватить. Это правильно в общем–то. Раньше у дороги не было никакого межевания", — считает Дмитрий Баранов.