Плата за сдержанность: производителям сахара и масла компенсируют затраты

Автор фото: Ваганов Антон

Производителям подсолнечного масла и сахара из бюджета компенсируют затраты, возникшие из–за сдерживания цен. Эксперты считают, что компаниям больше бы помогли рыночные механизмы.

На этой неделе стало известно о намерении правительства РФ выделить из резервного фонда 9 млрд рублей на субсидии производителям подсолнечного масла и сахара. Деньги получат компании, зафиксировавшие цены на уровне 36 рублей для оптовиков и 46 рублей для розницы за 1 кг сахара, 95 и 110 рублей за 1 л масла. Компенсировать затраты будут из расчёта 10 рублей на литр масла и 5 рублей на килограмм сахара.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев отмечает, что производители бутилированного подсолнечного масла ещё с декабря 2020 года начали нести потери от продажи товара по фиксированным ценам. Он согласен, что мера позволит частично компенсировать потери.
При этом, по словам Мальцева, производители сейчас работают в убыток. Их потери частично перекрываются доходами от высоких экспортных цен на растительные масла, что позволяет сохранять минимальную доходность.
По оценке Масложирового союза, сумма недополученного дохода с декабря по март по отрасли составила около 7,5 млрд рублей.
Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев указывает, что улучшения ситуации пока не наблюдается: "Производители жалуются на недостаточность помощи от государства, а из регионов поступают первые сообщения о введении лимитов отпуска того же сахарного песка в одни руки. Речь, правда, о весьма отдалённых краях, областях и республиках, характеризующихся большим логистическим плечом и высокими затратами на доставку. Но население, начавшее закупать сахар, масло, крупы впрок, спровоцировало появление первых признаков локального дефицита", — отмечает эксперт.
Ранее экономисты предупреждали именно об этом. И сейчас подтверждают свои прогнозы. Начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института "Центр развития" НИУ ВШЭ Владимир Бессонов подчёркивает: "Будучи фиксированными, цены не определяются рынком, что может привести к дефициту. Это сейчас и начало проявляться: производителям невыгодно отпускать продукцию по таким низким ценам, они придерживают товары или даже сокращают объёмы производства".
Алексей Коренев считает, что компенсация компаниям просто необходима, без субсидий решить свои проблемы они не смогут.
"Оптимально было бы компенсировать издержки в таком объёме, чтобы маржа у производителей сохранялась на уровне, позволяющем не только решать текущие задачи (связанные с производством, хранением, доставкой и реализацией продукции), но и развиваться на перспективу", — добавляет он.
Ряд экспертов указывают, что государству следовало бы вообще не вмешиваться в процесс рыночного ценообразования, вместо того чтобы фиксировать цены с последующей компенсацией затрат. Это может быть лишь временной полумерой, в стратегическом же плане такой подход лишён перспектив.
В свете этих обсуждений обращают внимание на подписанное 6 апреля постановление правительства, согласно которому с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022–го вводится плавающая вывозная пошлина на подсолнечное масло 70%. Михаил Мальцев надеется, что это поспособствует возвращению отрасли в нормальное русло.
"После перехода российской экономики на рыночные принципы хозяйствования мы не знаем проблем ни с маслом, ни с сахаром, ни с другими продуктами питания. Произошёл впечатляющий рост производства сельскохозяйственной продукции, что позволило насытить рынок после десятилетий дефицита времён плановой экономики. Там, где рынок может сам решать возникающие проблемы, не нужно мешать ему делать это. Цены на продукцию сельского хозяйства зависят от того, является год урожайным или нет. Фиксируя цены, правительство перекладывает на производителей издержки, вызванные неблагоприятными погодными условиями", — разъясняет Владимир Бессонов.
Инфляционный всплеск, который начался осенью, затронул многие виды товаров, однако наиболее заметным рост цен был у сахара и масла, поэтому цены именно на них и были ограничены. Бессонов считает, что такой подход не учитывает долгосрочные тенденции динамики цен, а это чревато созданием серьёзных проблем там, где для их возникновения нет объективных предпосылок.