Любой кризис играет кому-то на руку. Если традиционный общепит не успевал подсчитывать убытки, то рынок доставки в коронавирусный год получил возможность проявить себя. Во время пандемии в этом сегменте появилось множество игроков и новых бизнес-моделей. Кроме того, она подтолкнула компании к региональной экспансии.
Ковидный год резко изменил потребительское поведение россиян. "Первое изменение — сокращение офлайн-продаж в пользу онлайн-канала. Поэтому многие компании в 2020 году или начали развивать, или получили серьёзную прибыль за счёт развития заказов в сети, — отмечает независимый PR-консультант Анастасия Куценко. — И эта тенденция продолжится. Онлайн-сегмент начал проникать даже в сельские районы, где до этого предпочитали традиционные продажи".
Кроме того, по оценке эксперта, на рост рынка влияет стремление потребителя к экономии. Заказы в маркетплейсах дают возможность приобретения товаров с меньшей наценкой — этим стали пользоваться покупатели старше 50 лет. Положительно сказывается также увеличение доли безналичной оплаты.
Рост в разы
Надо сказать, что сервисы доставки и до пандемии наращивали финансовые показатели. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев говорит, что петербургский рынок прибавлял по 8-10% в год. Теперь такие темпы могут вызывать лишь улыбку.
За 2020 год онлайн-ретейлер "Самокат" вырос по количеству заказов в 18 раз. Во время локдауна в компании поняли, что доставка востребована не только в мегаполисах. Как рассказал "ДП" директор по маркетингу "Самоката" Игорь Рожков, сегодня ретейлер работает в восьми городах России: 12 тыс. курьеров ежедневно доставляют 150 тыс. заказов.
Несмотря на рост показателей, коронавирусный год всё-таки стал испытанием для компании. Прошлой весной "Самокат" модернизировал и усилил систему работы сервиса в условиях пиковых нагрузок, многие процессы удалось автоматизировать. "Например, теперь на основе количества заказов в первые 2 часа работы склада наша система обновляет прогноз по продажам на весь день. Благодаря этим данным мы можем мгновенно увеличивать количество курьеров: сотрудники, которые не планировали сегодня работать, получают приглашение выйти на дополнительную смену. И уже через полчаса у нас появляется больше курьеров для доставки заказов", — рассказывает Рожков.
Оборот iGooods в 2020 году вырос в 3 раза, до 7,8 млрд рублей. Управляющий и сооснователь сервиса Григорий Кунис говорит, что в прошлом году компанией доставлено более 1,8 млн заказов. "Показатели увеличились за счёт повышенного пандемийного спроса, подключения новых торговых сетей (“Ашан” и “О'Кей”) и активной региональной экспансии — за 2020 год мы вышли более чем в 20 городов. Средний чек за год вырос на 17%", — отмечает Кунис.
В iGooods говорят, что в 2020 году компании пришлось столкнуться с необходимостью быстро масштабировать бизнес. Спрос на услугу доставки продуктов вырос в разы буквально за несколько дней. Чтобы успеть за потребностями клиентуры, компания начала оперативно набирать сотрудников, и к началу лета штат курьеров и закупщиков увеличился с 1,2 тыс. человек во всех городах присутствия до 3,2 тыс.
"Пандемия подтолкнула нас к важным внутренним изменениям: мы временно ввели новую должность — помощник персонального закупщика, перестроили системы рекрутинга, управления и обучения персонала, много работали с IT-составляющей, сделали дополнительные внутренние приложения для сотрудников", — вспоминает Григорий Кунис.
В онлайн-гипермаркете Vprok.ru "Перекрёсток" (X5 Retail Group) количество клиентов по итогам прошлого года выросло в 2,5 раза, число заказов превысило 3,5 млн, увеличившись более чем вдвое, а чистая выручка достигла 13 млрд рублей, что в 3 раза выше показателя 2019 года. Компания в коронавирусный год запустила собственное мобильное приложение, переехала на новый домен, выделилась в отдельную бизнес-единицу и отдельный бренд. Управляющий директор онлайн-гипермаркета Vprok.ru Леонид Довладбегян отмечает, что главным челленджем пандемии стали досрочные запуски. Так, собственное мобильное приложение "Впрок" команда разработчиков запустила с нуля за 4,5 месяца.
"Ещё одним вызовом стало пополнение штата. Наши HR-специалисты проводили по сотне собеседований в день, и в результате со второй половины марта мы взяли в штат более 1300 новых операторов call-центра, сборщиков, водителей-экспедиторов и других специалистов. Чтобы ускорить этот процесс, мы стали временно трудоустраивать работников наиболее пострадавших сфер, в частности общепита", — комментирует Довладбегян.
Оставайтесь с нами
Многие аналитики говорили, что после снятия ограничений потребитель вернётся в традиционные магазины. Это объяснялось тем, что покупатели устали сидеть дома и хотят вернуться к привычному образу жизни.
Однако прогнозы не сбылись — об этом говорят финансовые показатели игроков рынка. В "Самокате" отмечают, что после отмены режима самоизоляции сервис не просто не потерял пользователей, но и сумел продолжить рост. "Большинство из тех, кто однажды попробовал доставку, остаются с нами и сегодня. У нас довольно высокий показатель лояльности. В 2021 году мы планируем выйти во все города-миллионники", — делится с "ДП" Игорь Рожков. Сервис расширил не только клиентскую базу, но и ассортимент. В "Самокате" недавно появилась возможность заказывать косметику и бытовую технику.
Григорий Кунис говорит, что некоторые пользователи iGooods действительно воспользовались услугой лишь несколько раз во время режима самоизоляции, но некоторые стали постоянными клиентами. Всего в ковидный год приложение компании скачали более 800 тыс. раз. Сейчас сайт iGooods каждый день посещает более 40 тыс. человек.
"В любом случае люди, имеющие опыт онлайн-заказов продуктов, вероятнее всего, вернутся к нему вновь — когда нужно будет закупить большое количество еды к празднику или, например, чтобы не выходить из дома в магазин в плохую погоду", — считает он.
Кунис уверен, что в 2021 году рынок e-grocery продолжит активно развиваться. По прогнозам аналитиков компании, за несколько лет он вырастет в 5-10 раз. Он также замечает, что динамика может быть не такой показательной, как в прошлом году, но снижения спроса на услугу в iGooods не ожидают. "Ускорение, которое рынку e-commerce придала пандемия, продолжит влиять на обороты сервисов доставки. Кроме того, драйверами станут расширение географии сервисов и увеличение аудитории", — заключает он.
По данным Infoline, к 2023 году объём рынка e-grocery вырастет в 14 раз относительно 2019-го. "В 2020 году количество новых онлайн-покупателей в стране увеличилось на 10 млн. В будущем рынок ждёт активное развитие экосистем нескольких наиболее крупных игроков и встраивание во все этапы клиентского пути", — говорит Леонид Довладбегян.