Мировые архитекторы объяснили, как бизнес меняет города в России.
В Петербурге прошла третья международная конференция о технологиях в городе In the City, организаторами которой выступили Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" совместно с "Родными городами" — программой социальных инвестиций "Газпром нефти". Влияние бизнеса на городскую среду стало темой сессии с представителями архитектурных бюро Zaha Hadid Architects, Nikken Sekkei и "Хвоя".
Эксперты заявили, что крупный бизнес сейчас становится локомотивом, тянущим развитие городов вперёд. Теперь, наряду c налогами, корпорации предлагают обществу ещё и новые общественные пространства. Это мнение разделили сразу несколько архитекторов с мировым именем.
Топ-менеджеры архитектурных бюро выделили несколько тенденций, которые отражают современный подход крупных компаний к своим девелоперским проектам. Во-первых, такие проекты создают новые центры в городах.
Тренд на децентрализацию — создание новых точек притяжения в разных уголках города — существует уже давно, но пандемия ускорила этот процесс. Она показала, что люди остро нуждаются в местах для отдыха и прогулок в собственных районах. Такими центрами притяжения могут стать общественно-деловые центры, построенные или реконструированные частными компаниями, отмечают архитекторы. Один из последних примеров — "Севкабель Порт" в Петербурге.
"«Севкабель» находится на Васильевском острове. Это остров и во многом город в городе. У него абсолютно самодостаточная, маленькая локальная жизнь. Это один из немногих районов города, у которого собственная группа в социальных сетях, где очень мощно обсуждают разные проблемы", — говорит сооснователь бюро "Хвоя" Георгий Снежкин, занимающийся преобразованием "Севкабель Порта".
"То, что мы делаем — это ставим важную точку на Васильевском острове и побережье Финского залива. В потенциале — и в этом основная миссия «Севкабель Порта» — эта точка может разрастись в довольно большую набережную, которая даже в масштабе города будет представлять собой важное дополнение к существующей морской границе", — добавил Снежкин.
Ещё один локальный центр притяжения планируется в Красногвардейском районе Петербурга. Там на Охтинском мысе японское архитектурное бюро Nikken Sekkei создаёт новое городское пространство "Газпром нефти". Этот проект должен объединить интересы бизнеса, учёных и местных жителей. И это второй важный тренд, который называют архитекторы: открытие офисов и штаб-квартир для горожан.
Легендарное бюро Zaha Hadid Architects участвовало в конкурсе на проектирование штаб-квартиры Сбера в Москве. "К сожалению, мы проиграли тендер, но этим проектом мы сильно гордимся. С одной стороны, мы планировали офисное здание, а с другой — предлагали создать там спортивный комплекс с бассейном Олимпийского масштаба, зал для выступлений на 1800 человек, кинотеатр. Мы хотели сделать, прежде всего, мультифункциональное здание. Хотели рассмотреть всё это пространство с прилегающим к нему участком как некий город в городе. Город в здании, я бы даже сказал. Это уже не традиционный объект. Он не принадлежит частному владельцу, а открыт для общественности", — объясняет подход исполнительный директор Zaha Hadid Architects Кристос Пассас.
Штаб-квартира Сбера в Москве
Философию коллег в полной мере разделяет Nikken Sekkei, которая, кстати, и выиграла тендер на штаб-квартиру Сбера на Кутузовском. Японцы тоже предложили крупнейшему российскому банку открыться москвичам.
"Наша задача была создать элемент, который объединит штаб-квартиру с городом, создаст комфортную среду для людей, которые пользуются общественным транспортом, попадают в это пространство, а потом либо идут по делам в Сбербанк, либо выходят в город. Мы постарались дать людям много света и зелени, потому что эти элементы всегда притягивают людей", — рассказывает исполнительный директор Nikken Sekkei Фади Джабри.
В пространстве "Газпром нефти" на Охтинском мысе в Петербурге японцы явно не мелочились — половина площадей проекта будет отведена под общественные зоны для горожан и туристов. Здесь появится ландшафтный парк, кафе, рестораны, смотровая площадка, амфитеатр, спортивные сервисы и другие места для общения и развития.
Новое городское пространство "Газпром нефти" на Охтинском мысе в Петербурге
Фади Джабри вспоминает, что в России его часто спрашивают: "А что делать, если в ваше пространство придут с пивом и селёдкой?". Японского архитектора такие вопросы забавляют. Он считает, что открытая стильная среда сама сформирует окружение, воспитает его и дисциплинирует. Свободолюбие Фади Джабри разделяет и архитектор "Севкабель Порта".
"Территория называется «Севкабель Порт», но мы для себя её сформулировали как «Севкабель двор», то есть пространство, где можно всё! Можно с селёдкой, можно со «своим», можно со «своим» и «крепким», можно на велосипеде с собакой, можно на велосипеде с собакой пьяным. И это здорово!" — подчёркивает Георгий Снежкин.
Представители Nikken Sekkei и "Хвоя" сошлись и в другом принципиальном вопросе — важности различных мероприятий на площадке.Это третья тенденция современного проектирования: развитие многофункциональности пространства.
Многофункциональность здания — главная архитектурная тема XXI века. В месте, где стираются границы, рождаются инновации, уверен Фади Джабри. Ему вторит Георгий Снежкин.
"С архитектурной точки зрения всё, что мы там (в «Севкабеле») построили, это довольно несовершенные вещи и по качеству строительства, и по какому-то общему планированию. Но, по большому счёту, это неважно: наши любимые фотографии проекта, которые мы всем показываем — это фотографии, которые делают люди для Инстаграма. На них видно, в какое живое и разнообразное пространство получилось превратить «Севкабель Порт». И это, скорее, заслуга команды, которая делает из «Севкабеля» фабрику событий, фабрику мероприятий", — резюмировал Снежкин.
"Жизнь не заканчивается работой", — соглашается с коллегами Кристос Пассас. В подтверждение своих слов он приводит проект, который Zaha Hadid Architects реализует для Сбербанка в Сколково.
"Мы хотели найти баланс между корпоративным и современным офисным пространством. Мы хотели, чтобы люди здесь не чувствовали себя так, будто они выполняют рутинные скучные задачи. Это здание должно вовлекать в работу более творческим образом, так, чтобы люди могли проявлять свои творческие способности вне зависимости от природы их деятельности", — уточнил Пассас.
Четвёртый тренд: озеленение и освещение любой ценой. Микс зелени и света — ещё один "столп" современного проектирования деловых и общественных пространств.
Городской огородик в пространстве "Газпром нефти" на Охтинском мысе
"В России холодный климат, поэтому в Петербурге для сотрудников «Газпром нефти» и горожан мы создаём пространство, где круглый год будут элементы зелени и воды", — говорит исполнительный директор Nikken Sekkei. Вокруг комплекса японцы разобьют ландшафтный парк, а внутри предусмотрят много природы — вертикальное озеленение, струящийся по стенам водопад и даже городской огородик, где местные жители смогут выращивать овощи, зелень или фрукты.
"Люди всегда волнуются о зелени. Но это вопрос воли и правил. Например, у нас в Токио очень мало места, и, если вы создаёте где-то зелёную зону, вас поощряют, дают какой-то бонус. Каждое пятно, каким бы маленьким оно ни было, озеленяется. А если не получается горизонтальное озеленение, тогда делают вертикальное. Развивать биофилию очень важно и для сотрудников, и для горожан", — подытожил Фади Джабри.