Офлайн, жив ли ты? По крайней мере в контексте секс-шопов – живее всех живых, пускай и таится за будуарными занавесками.
Почему e–commerce во главе с маркетплейсами, несмотря на разнообразие, скорость и обещание анонимности, "сломить" офлайн–точки так и не смог — и, вероятнее всего, не сможет в будущем? И как сегодня чувствуют себя магазины интимных товаров в Петербурге?
Крепкая сотня
Как рассказал "ДП" Максимилиан Лапин, основатель холдинга Pink Rabbit Family (сеть "Розовый кролик"), в Петербурге сегодня — около 100 розничных магазинов интимных товаров. В свою очередь в 2ГИС в январе текущего года давали другую оценку: 259 интим–маркетов, что на 23% больше, чем в то же время в 2020–м.
По словам нескольких ведущих поставщиков "товаров для взрослых", подобный вывод крайне оптимистичен. Не обошлось без флуктуаций: так, в оценке под магазинами для взрослых подразумевались, например, около 50 точек выдачи заказов одного лишь онлайн–секс–шопа, хотя на деле почти все эти места — пункты выдачи PickPoint.
В итоге, если всё же "отфильтровать" розничные точки продаж, на карте секс–шопов Петербурга останется примерно такое же количество магазинов, о котором говорил Максимилиан Лапин, — около 100–110 адресов.
В целом же по стране рынок "товаров для взрослых", по данным компании–дистрибьютора "Поставщик счастья", с 2009–го по 2019–й стабильно рос со скоростью 10–15% в год. В 2020–м произошло ускорение на фоне "домоседства" в пандемию и "запуска" этой категории на всех марктеплейсах (например, в марте того же 2020–го продажи продукции для секса на Ozon выросли на 300% по сравнению со среднегодовым показателем). И уже в 2021–м объём российского рынка интим–товаров составил 20,1 млрд рублей.
Очевидно, что в структуре продаж доля офлайн–каналов по сравнению с онлайн–форматом куда меньше. В свою очередь для дистрибьюторов интим–товаров владельцы розничных точек — тоже не основная "закупающаяся" аудитория: у "Асткол–Альфа" — около 40% корпоративных клиентов со смежным каналом продаж (офлайн и онлайн, вместе взятые), у "Поставщика счастья" — около 30%. Остальные клиенты работают исключительно онлайн.
"Уже практически нет чистого офлайна: у большинства розничных магазинов есть собственные сайты или аккаунты в соцсетях, также влияющие на продажи", — объясняет Марина Павлова, директор по маркетингу "Асткол–Альфа".
На глаз и запах
Офлайн постепенно начнёт гаснуть — и совсем "потухнет"? Игроки рынка — и производители, и дистрибьюторы, и розничные сети — уверены: этого в обозримой перспективе не случится.
"В 2014 году, когда мы открывали направление дропшиппинга, нам часто задавали вопрос: что будет с офлайн–бизнесом, если e–commerce стал выталкивать спрос на розницу? Со временем стало понятно, что офлайн будет востребован всегда: остаётся процент покупателей, которым важно пощупать товар, оценить его визуально, получить консультацию, прежде чем принять решение о покупке. В этой сфере эта возможность особенно ценится", — уверены в компании "Поставщик счастья".
О том, что потребителю важно посмотреть, потрогать и даже понюхать товар, говорит и Максимилиан Лапин, добавляя, что за годы развития онлайн–сегмента доля офлайн–продаж держится на том же уровне, что и раньше.
"Самый частый вопрос, который задаёт почти каждый покупатель офлайн–магазина: а вы сами пробовали? — делятся наблюдениями в компании “Эгида”, которая занимается производством аксессуаров и косметических средств для “улучшения сексуальной жизни”. — Ещё в секс–шопы приходят затем, чтобы описать консультанту впечатление, которое хотят получить или произвести, — и специалист “продаёт эмоцию”: то, что создаст нужное покупателю настроение, например блеск для губ с охлаждающим эффектом для игр партнёров. Это то, что сложно “загуглить”, но просто описать консультанту".
В отсутствие монополии
"Бизнес для взрослых" априори многогранен, а в Петербурге ещё и многолик: есть лидеры ("Розовый кролик" занимает около 30% рынка, "Точка любви" — около 13%), но и без конкуренции не обходится: всего в городе 10 основных сетей интим–товаров. Но конъюнктура рынка такова, что почти всем им проще оставаться "под крылом" ИП.
"Большая часть сетей интим–товаров — это 3–10 торговых точек. Думаем, это следствие того, что для построения сети большего размера уже потребуется наём управляющих и других менеджеров среднего звена. Если же открыто сравнительно небольшое количество точек, то владелец сам в состоянии управлять всем бизнесом. Расти дальше решаются не многие. Для дел такого масштаба переход на ООО не целесообразен ни с финансовой, ни с налоговой стороны. Штрафы и обязательства для ИП значительно ниже", — поясняют в компании "Поставщик счастья".
При этом ожидать резкой экспансии от крупных сетей, не представленных в Петербурге, не стоит. Эксперты в один голос говорят о том, что офлайн "жив и будет жить" (тема слишком деликатна, чтобы полностью "оцифроваться" и исключить человеческий фактор). А вот расширяться — вряд ли.
Подтверждает это и один из лидеров рынка вне Петербурга. "Стратегия развития нашей компании не предусматривает на данный момент рост доли офлайн–ретейла. В связи с этим нет необходимости расширяться на другие города, в которых и так продаётся наша продукция на полках магазинов для взрослых", — говорит Александр Грин, владелец сети магазинов "Джага–Джага" (под одноимённой торговой маркой производятся интим–товары).
И — "штрих к портрету": опрошенные эксперты также отмечают, что большая часть посетителей секс–шопов — это вовсе не посетители, а посетительницы. А значит — всё же есть куда расти.