Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Киркенесская конференция
В Норвегии прошла 15-я Киркенесская конференция, посвящённая сотрудничеству в Баренцевом регионе. В конференции приняли участие представители России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Говорили об экономическом и социальном развитии Крайнего Севера, а также о трансграничных вопросах.
Последние представляют немалый интерес. В этом году исполняется 10 лет с момента вступления в силу соглашения об упрощённом порядке пересечения границы для жителей приграничных территорий Мурманской области и Норвегии. За истекшее десятилетие им воспользовались тысячи россиян и норвежцев, проживающих по обе стороны границы.
Это — единственное соглашение подобного рода, сохраняющее своё действие. Подобный упрощённый режим применялся по отношению к Калининградской области и отдельным районам Польши, однако в 2016 году поляки его прекратили. Будем надеяться, что теперь подобная участь не постигнет российско-норвежское соглашение.
Дела ледокольные: караван и реактор
Атомный ледокол "Арктика" провёл по СМП караван судов малых ледовых классов в западном направлении. Для этого времени года — рекорд. Ранее водить через Севморпуть караваны судов класса Arc5, рассчитанные на более лёгкие ледовые условия, в феврале не рисковали.
Это — важный прецедент. Опыт данной проводки показывает, что универсальные атомоходы проекта 22220 способны обеспечить навигацию по СМП даже зимой, за пределами традиционного навигационного сезона. Впрочем, говорить о готовности Севморпути к круглогодичной навигации пока рано: для этого предстоит сделать ещё очень многое, в том числе — построить больше современных ледоколов.
Кстати, соответствующая работа продвигается. На мощностях "Атомэнергомаша" началась сборка реактора РИТМ-200, предназначенного для атомохода "Якутия", строящегося — как и все суда проекта 22220 — на "Балтийском заводе" в Петербурге. Две такие реакторные установки для ледокола "Якутия" будут отгружены этим летом, ещё две — для ледокола "Чукотка" — к концу 2023 года.
Пермь и Петербург подготовят арктических биологов
В Пермском государственном национальном исследовательском университете будут готовить биологов, специализирующихся на Арктике и Субарктике. Образовательная программа нового направления разрабатывается совместно со структурами Дальневосточного отделения Российской академии наук. Магистранты овладеют методами экологического мониторинга в Арктической зоне, геоинформационными технологиями и современным математическим анализом данных.
Тема для российского Севера важная. Разработка полезных ископаемых и климатические процессы неминуемо оставляют свой след в Арктике. Для того, чтобы ориентироваться в происходящем в высоких широтах, необходимы новые специалисты, а до недавнего времени их готовили считанные центры. Поэтому данное начинание можно только приветствовать.
Кстати, Северная столица и тут не останется в стороне. Петербуржцы передадут пермским коллегам свои знания и опыт в непростом деле изучения Заполярья: как стало известно, магистранты из пермского вуза будут проходить летнюю практику на базе Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Петербург познакомится с арктическими деликатесами
Кунсткамера собирается приобщить петербуржцев к северной кулинарии: её сотрудники подготовили выставку об арктической диете. Название соответствующее: "66°33ʹ Вкус Заполярья" (как известно, полярный круг проходит по широте 66°33′44″ к северу от экватора).
Выставка стартовала в Музее Арктики и Антарктики 25 февраля и продлится до конца марта 2022 года. Экспозиция расскажет о том, что едят люди Арктики, чем примечательна их кухня, что в ней привычно для жителя более южных широт, а что — не очень.
Можно ли будет попробовать арктические блюда на вкус, устроители не сообщают. Возможно, выставка пройдёт в режиме "только показываю".