На фоне роста стоимости жилья и увеличения цен на стройматериалы покупатели больше внимания обращают на качество квартир.
При приёмке новой квартиры дольщику надо быть особенно внимательным, ведь иначе потом придётся исправлять недоделки за свой счёт. Чаще всего замечания покупателей квартир касаются мелочей: плохо открываются и закрываются створки окон, не работают отдельные розетки в помещениях. Серьёзных проблем, например дефектов конструкций, практически не встречается. Если квартира с черновой или предчистовой отделкой, замечаний обычно меньше.
"Претензии дольщиков, как правило, возникают на этапе приёмки квартир. Сегодня около 80% покупателей приходят принимать квартиры со специалистами организаций, которые проводят приёмку на профессиональном уровне, используя необходимые инструменты и приборы. Это позволяет оперативно выявлять замечания. Чаще всего это небольшие отклонения по вертикали перегородок. Также бывают замечания по регулировке окон, которые, впрочем, могут появиться и после приёмки, но наши клиенты проинформированы о том, что окна необходимо обслуживать: регулировать, менять режимы времени года. Если это грамотно и вовремя делать, то проблем не возникает", — рассказывает Анзор Берсиров, руководитель проектов комплексного освоения территорий объединения "Строительный трест".
Время на устранение
Каждый застройщик вправе самостоятельно регламентировать срок устранения замечаний, указанных клиентом. ФЗ "О защите прав потребителей" устанавливает максимальные временные ограничения — 45 дней. Срок, выделяемый на устранение недостатков, отсчитывается со дня получения застройщиком претензии. На практике на устранение замечаний уходит гораздо меньше времени — около 20 дней.
"Строительные компании в условиях жёсткой конкуренции дорожат своей репутацией и стараются как можно быстрее устранить все замечания. Если же задержки и случаются, то не более чем на 2-3 дня", — рассказывает Надежда Калашникова, директор по развитию
Л1
.
В этом случае следует выяснить причины задержки. Многие виды работ на строительных объектах выполняются сторонними организациями (подрядчиками), которые, в свою очередь, зависят от производств, поставщиков, логистики, количества задействованных сотрудников, многих других факторов. И если где–то в этих технологических цепочках происходит сбой, не связанный напрямую с компанией–застройщиком, возникает неприятная ситуация с задержкой сроков. Конечно, покупателя этот факт не должен касаться, а компании нужно самой экстренно решить проблему.
Ряд работ, которые требуется провести для устранения тех или иных замечаний, зависят в том числе от природных факторов: температуры воздуха, осадков, ветра. Застройщик, не имея возможности влиять на погоду, вынужден ждать подходящих условий, что иногда приводит к задержкам регламентированных сроков на устранение замечаний.
"Работать в ущерб качеству уважающая себя компания не будет. Цены на стройматериалы начали расти не вчера, этот процесс идёт уже почти год, и при составлении смет этот фактор учитывается. При дальнейшем росте будет неизбежное удорожание отделки от застройщика, но всё равно она будет выгоднее, чем в случае самостоятельного ремонта", — говорит Виталий Коробов, генеральный директор Element development.
В погоне за неустойкой
Участники рынка отмечают, что со стороны покупателей иногда встречаются случаи потребительского экстремизма. "Выражаются они в уклонении от приёма квартиры со ссылкой на замечания, не имеющие отношения к квартире или не ухудшающие её эксплуатационные свойства. Как правило, таким потребителям зачастую приходится передавать жилплощадь по одностороннему акту. Их основная цель — увеличить размер неустойки, признать объект непригодным и уменьшить стоимость договора", — говорит один из девелоперов.
Иногда замечания являются необоснованными: например, такие, для устранения которых требуется изменение конструктивных элементов здания или внесение изменений в инженерные решения, закреплённые в проектной документации. В этом случае дольщик получит отказ в установленной в компании-застройщике форме. Далее он может действовать в рамках правового поля, но шансов на получение положительного решения в этом случае не много, говорят эксперты.
В остальных же случаях отказ от устранения неполадок не в интересах застройщика. "Сейчас случаев потребительского экстремизма стало меньше. Раньше, пользуясь несовершенством законодательства и отсутствием опыта у застройщика, некоторые ушлые покупатели пытались выцыганить у него что–то ещё. Но сейчас покупатели стараются быстрее принять квартиру и начать распоряжаться ею, поэтому смысла затягивать процесс приёмки нет", — говорит Константин Пороцкий, управляющий партнёр ГК "Омакульма".
Качество становится дороже
Вместе с тем эксперты опасаются, что на фоне роста цен качество строительства может упасть.
“
"Сейчас на рынке представлен большой выбор качественных материалов российского производства. Мы выполняем работы согласно ранее утверждённому проекту, подбираем аналогичные материалы в случае их дефицита или отсутствия. Любым проектом заложено небольшое удорожание, поэтому мы готовы к таким сценариям", — говорит Кристина Удовиченко, директор по управлению клиентским сервисом
Seven Suns Development
.
С ней согласен Анзор Берсиров. "По поводу падения качества на фоне роста стоимости строительных материалов могу сказать, что пока мы этого не заметили и не могли заметить, так как на текущий момент производственные циклы ещё не менялись и мы приобретаем складскую продукцию. То, что мы видим сейчас, — не падение качества, а удорожание. Но стоит отдельно выделить кирпич, производимый на некоторых российских заводах. Его качество оставляет желать лучшего".