Проект создания национального горнопромышленного кластера со строительством глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали к нему (Сосногорск – Индига) будет реализовываться с 2023 года.
Соглашение о реализации проекта на территории двух регионов РФ — Ненецкого автономного округа (НАО) и Республики Коми — подписали накануне, 12 апреля, на площадке Российского союза промышленников и предприниматтелей (РССП), руководитель РСПП Александр Шохин, главы обоих регионов Юрий Бездудный и Владимир Уйба, президент "Руститана" Анатолий Ткачук, председатель Совета директоров инфраструктурной корпорации "Аеон" Роман Троценко и генеральный директор компании "ИнфраВЭБ" Денис Ноздрачёв.
Горнопромышленный кластер создаётся на базе Пижемского месторождения титана в Коми, которое разрабатывает АО "Русские титановые ресурсы" ("Руститан"). Сейчас "Руститан" ведёт добычу металлов и руд на Верхнепижемском лицензионном участке в Усть-Цилемском районе Коми — крупнейшем в мире по ресурсам титановой руды и кварцевых песков (2,4 млрд тонн титановой руды и 1,1 млрд тонн кварцевых песков). Лицензия у "Руститана" на разработку месторождения действует до 27 января 2036 года.
Корпорация Aeon Романа Троценко намерена начать в 2023 году строительство незамерзающего глубоководного морского порта Индига в НАО с грузооборотом 8 млн тонн на начальном этапе и более 80 млн тонн — к 2030 году.
Проект предусматривает также строительство железнодорожной ветки из Сосногорска (Коми) в порт Индига. "Создание железной дороги Сосногорск – Индига осуществляется Консорциумом, который завершил разработку предпроектной документации и подготовил оптимальную трассировку прохождения дороги с учётом её протяжённости, количества преодолеваемых водных преград и технико-экономических показателей", — сообщили в пресс-службе администрации НАО.
Стоимость строительства железной дороги оценивается в 300 млрд рублей, структура финансирования пока не определена. Генеральный директор "ИнфраВЭБ" Денис Ноздрачёв сообщил, что сейчас проходит ранний этап структурирования проекта, а в качестве партнёров могут быть и иностранные строительные компании, пишет "Коммерсант".
По данным издания, Aeon собирается начать строительство порта в 2023 году и ввести в эксплуатацию первую очередь к 2028 году. По словам Романа Троценко, порт будет переваливать уголь, древесину, газовый конденсат и сжиженный углеводородный газ. Капитальные затраты на проект порта оцениваются в 353,1 млрд рублей.
Троценко напомнил, что проект порта в Индиге — очень старый, первое технико-экономическое обоснование было выполнено ещё в 1928 году, а строительство было запланировано на 1940-е. "Каждые 20 лет страна возвращалась к нему, понимая, насколько он важен для развития. Проект тяжёлый, он требует объединения огромного количества людей. Тот процесс, который мы сейчас начинаем, завершится через 5–6 лет. Говорят, что дорогу осилит идущий, планы, которым почти 100 лет, мы выполним", — сказал Роман Троценко.
Губернатор НАО Юрий Бездудный по итогам подписания документа заявил, что "НАО станет опорной точкой России на Северном морском пути", строительство железной дороги Сосногорск – Индига и возведение морского порта даст сотни рабочих мест, а в целом этот совместный проект "станет локомотивом развития Арктики".
Планировалось, что порт в Индиге будет использоваться в качестве порта-хаба для перегрузки международных транзитных грузов с фидерных линий на арктический флот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа — Азия — Европа. Власти НАО рассчитывают, что реализация проекта по строительству порта в Индиге позволит экономике Ненецкого округа, почти полностью зависящей от добычи нефти, пойти по пути диверсификации, писал "Деловой Петербург". В Коми также заявили, что создание горнопромышленного кластера "имеет стратегическое значение для социально-экономического развития республики и существенно повысит инвестиционную привлекательность региона".