Среди представителей творческих профессий наметилась гонка за рабочие места. Но и дефицит квалифицированных кадров при этом сохраняется.
На рынке труда длительное время заметен дефицит кадров во многих сферах, в основном среди так называемых "синих воротничков". В случае с представителями творческих профессий ситуация несколько иная. По данным hh.ru, бизнес разместил более 9,5 тыс. вакансий в сфере искусства и культуры, что на 48% больше, чем в начале лета прошлого года. Петербургские работодатели разместили более 1 тыс. новых вакансий (как штатная, так и внештатная работа), что на 20% больше прошлогодних данных.
Но в целом доля вакансий для творческих специалистов мала, на них приходится 1% от всего объёма новых рабочих мест в городе за последний месяц. Для сравнения: в производственных компаниях сейчас открыто почти 13 тыс. вакансий, что составляет 14% от всего объёма объявлений о работе. В сфере продаж ещё больше вариантов работы — более 17 тыс. вакансий, или каждое пятое рабочее место в Петербурге.
Почти не пробиться
С точки зрения типа трудоустройства работников творческих профессий, по данным hh.ru, преимущественно таких специалистов ищут частные компании из IT–сферы (наибольший спрос на дизайнеров и художников), центры развлечений, туристические компании, фотосалоны, ресторанный бизнес (аниматоры), работодатели из сферы искусствоведения. На государственные предприятия приходится порядка 10–15% вакансий от всего объёма в городе за месяц.
"Всё это тянет за собой и достаточно высокий уровень конкуренции среди петербуржцев, которые хотят состояться в творчестве. Так, в целом в сфере искусства сейчас в городе на одно рабочее место могут претендовать более 22 человек. Для сравнения: в целом на петербургском рынке труда конкуренция сейчас на уровне 4–5 человек на вакансию", — подчёркивает Мария Бузунова, руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад.
В разрезе конкретных творческих профессий, по её словам, видна похожая ситуация: петербургские аниматоры могут столкнуться с конкуренцией за одно рабочее место сразу с 26 кандидатурами, актёры — соревноваться с 15 соискателями, художники — с 19, дизайнеры — с 21 человеком.
“
"С точки зрения жалованья ситуация тоже интересная: специалисту со стажем в творческой профессии не менее 3–4 лет петербургские компании готовы платить до 61 тыс. рублей, что в среднем на 4 тыс. меньше, чем средняя зарплата в городе на данный момент. По сравнению с прошлым годом средние зарплаты в творческих вакансиях всё–таки выросли, но незначительно (+2,8 тыс. рублей)", — указывает Мария Бузунова.
По данным "Авито Работы", наибольший прирост средней заработной платы за год отмечается у фотографов — на 65%, и художников — на 34%, что ожидаемо, учитывая увеличение количества вакансий для этих специалистов. Так, фотограф в Петербурге может претендовать на 70–100 тыс. рублей в месяц, а художнику предлагают заработную плату 150–200 тыс. рублей.
С утверждением о высокой конкуренции согласен и руководитель департамента аналитики "Зарплаты.ру" Юрий Михеев. Если рынок "синих воротничков" на текущий момент можно описать как соискательский, то с творческими вакансиями ситуация обратная. Одна вакансия может набирать в несколько раз больше откликов, чем в рабочей сфере.
"Количество резюме к числу вакансий в рубрике “Искусство, развлечения, массмедиа” сопоставимо со сферой топ–менеджмента, то есть очень высокая конкуренция среди соискателей. За последний год лидировали в конкуренции на одну позицию вакансии актёров массовки: количество откликов на одну такую вакансию было выше в 3,5 раза, чем по всей отрасли в целом", — поделился Михеев.
Сцена не для каждого
Эксперты рынка труда отмечают, что ситуация с вакансиями для представителей творческой среды изменилась после снятия ковидных ограничений. Из–за закрытия учреждений культуры соискатели испытывали серьёзные проблемы с трудоустройством, но сейчас с этим значительно легче.
В учреждениях культуры, в свою очередь, указывают, что небольшой дефицит кадров всё же присутствует. Например, в связи с ростом популярности оперы в Петербурге количество желающих стать вокалистами увеличивается, однако проблему нехватки профессионалов этот фактор решает не в полной мере.
"Требования к артистам возрастают, работодатели хотят видеть их как универсальных специалистов. Мало просто иметь хороший голос, технику и внешние данные, нужно быть ещё и артистичным, знать языки", — поясняет ведущий концертмейстер театра "Санкт–Петербургъ Опера" Ольга Митëкина. По её словам, учреждение открыто для желающих прийти на работу, шанс проявить себя в нём дают даже кандидатам без опыта. При этом театр является стартовой площадкой для многих артистов, в том числе звёзд мирового уровня.
Однако трудоустройство в творческой среде обычно даёт специалистам повод лишь для временного спокойствия, в том числе в театральной среде.
"В последние годы в Россию пришла тенденция брать артистов в труппу на срочный договор. По истечении года его или продлевают, или нет. Мы по такому пути не пошли, что позволяет избежать большой текучки кадров, но в целом среди учреждений культуры это становится всё более распространено", — обращает внимание Ольга Митëкина.
Воспитать в своём коллективе
Нехватку кадров ощущает на себе и бизнес. На снижение соискательской активности пожаловалась "ДП" hr–специалист компании Interactive (VR–студия) Елена Гончар. Она отметила, что за последние годы на рынке появилось больше цифровых художников, но массовая релокация специалистов (как вслед за организациями, так и самостоятельная) внесла в ситуацию ложку дёгтя.
"Есть дефицит квалифицированных художников, которые могли бы помочь выполнять интересные крупные заказы. Мы приняли решение самостоятельно обучать людей, чтобы в будущем они занимались внутренними и коммерческими проектами", — рассказывает она.
Как отмечает Артём Кумпель, управляющий директор платформы "Авито Работа", индустрия искусств интересна тем, что многие выпускники творческих вузов начинают свой путь задолго до поступления. Поэтому, став дипломированными специалистами, они уже имеют достойное портфолио и опыт.
"Работодатели учитывают эти факторы при составлении требований к вакансии. Поэтому фактический стаж работы в какой–либо организации для них является не решающим фактором, а скорее приятным бонусом", — говорит он.
Похожий пример в Петербурге — театр "Буфф", в пресс–службе которого "ДП" рассказали, что сами "выращивают" актёров совместно с РГИСИ и уже студентами те приходят и начинают работать.
"Наш театр особенного жанра, необходимо с одинаковым мастерством владеть искусством драматической игры, вокалом, пластикой и танцевальной подготовкой. Этому студентов учат в институте наши актёры и режиссёры. Мы редко берём в труппу артистов со стороны, но иногда бывают исключения," — поделились там.