Кратный рост числа электромобилей в России будет продолжаться ещё несколько лет

Автор фото: Электромобиль Evolute i-SKY
Электромобиль Evolute i-SKY на выставочной экспозиции XVIII Всероссийского форума-выставки "Госзаказ" в технопарке "Сколково".

Технологии, используемые в электромобилях, сделали их более привлекательными для массового покупателя, но до господства на рынке электротранспорту ещё далеко.

По данным аналитического агентства "Автостат", за август 2023 года в России было продано более 1,4 тыс. новых электромобилей — это в 8,2 раза больше, чем в августе прошлого года.
Всего за первые восемь месяцев текущего года в стране реализовано почти 7 тыс. новых электрокаров, что в 4,4 раза превышает результат аналогичного периода 2022-го.
Долгосрочных перспектив у машин с двигателями внутреннего сгорания на текущий момент немного — такое мнение озвучила председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева в ходе круглого стола, посвящённого точкам роста автомобильного рынка России, организованного "Деловым Петербургом".
Уже сегодня, отмечает она, отечественный рынок наполняется электромобилями, в том числе и российской сборки, например, под брендами Evolute и "Москвич". Также на горизонте появляются и новые проекты.
Но даже активный по объёмам роста переходный период требует определённого времени — концепцию должны понять салоны и начать привозить электрокары, а также сами люди должны начать интересоваться таким транспортом.
"У нас в ассоциации сейчас множество обращений от автосалонов, которые просят научить их работать с электромобилями. Объяснить, как отвечать на те или иные вопросы покупателей, как заряжать машины, какие они бывают и чем отличаются, в чём особенности их эксплуатации", — рассказывает Ия Гордеева.
Тенденцию взрывного роста спроса на электромобили подтверждает и директор агентства "Автостат" Сергей Целиков. Но, оговаривается, он, причина таких цифр в супернизкой базе.
"По году в России будет продано порядка миллиона автомобилей, из них электрических — чуть больше 10 тыс. Соответственно, впереди ещё несколько лет двукратного-трёхкратного роста сектора. Даже продажа 20 тыс. электромобилей в следующем году даст уже +100% к рынку", — объясняет Сергей Целиков.

Технологии не стоят на месте

Кроме того, несмотря на позиционирование электрического транспорта как экологически чистого, с этим аспектом всё оказывается не так просто. Как отмечает директор Фонда развития промышленности Петербурга Евгений Шапиро, батарея в электрокаре служит только около пяти лет.
"Откуда у нас появятся эти аккумуляторы? И кто и как их будет утилизировать? Ведь это не только ценное сырьё, но ещё и очень серьёзная экологическая угроза. Каждый раз, когда обсуждается перспектива десятков тысяч электромобилей, забывают об их аккумуляторах, но ведь это некорректно", — говорит Евгений Шапиро.
Заместитель генерального директора по развитию PUNKT E Александр Мироненко в свою очередь указывает, что пятилетний срок жизни батареи — это стереотип.
"Так было 5–8 лет назад. Но современные авто имеют и современные аккумуляторы, системы, подогревающие батарею в холод и охлаждающие при перегреве, таким образом сохраняя химию. Точно также умным образом, сберегая ресурс батареи, происходит зарядка на быстрых станциях", — объясняет он.
В реальности, по словам Александра Мироненко, всё ещё отлично ездят по дорогам множество привезённых из Японии Nissan Leaf возрастом 8–9 лет с родными, достаточно слабыми аккумуляторами. Помимо этого, большинство современных батарей состоят из блоков, что даёт возможность заменять в них только отдельные деградирующие элементы.
Также Александр Мироненко рассказал, что зарядная инфраструктура для электромобилей развивается аналогично росту их количества и уже сейчас можно свободно ездить между городами. Зарядок становится всё больше, поэтому операторы начинают развивать сеть не только в городах-миллионниках, но и в городах с меньшим населением. Фактически уже преодолены все барьеры для пользования электромобилями.

Достать можно всё

В то же время, обращает внимание Ия Гордеева, сейчас требуется наращивать компетенции специализированным сервисам, которые обслуживают EV. Несмотря на меньшее количество компонентов в электромобилях, по сравнению с авто с ДВС, если из-за границы ввозится мало распространённый или даже эксклюзивный электрокар, то возникает вопрос обеспеченности компонентами или диагностическим оборудованием.
"Тем не менее, любой вид запчастей сегодня реально доставить в Россию даже из труднодоступных из-за санкций регионов", — говорит руководитель отдела авиаперевозок AIS Russia (Atlantic Intermodal Services) Александр Антонов.
По его словам, из Китая поставлять грузы зачастую можно напрямую, а для трансфера из проблемных юрисдикций приходится прибегать к транзиту через дружественные государства.
"Авиаперевозка товара даже с учётом локальных операций занимает 3–5 дней. Это возможно даже в ситуациях, когда нужна быстрая доставка в независимости от объёма — мелкие грузы отправляются на пассажирских самолётах, крупногабаритные партии перевозятся чартерными рейсами", — уточняет эксперт.