Главное, чем элитный комплекс отличается от просто хорошего бизнес-класса, — это те излишества, которые делают жизнь в нём избранной. Впрочем, и здесь есть сложности. Сделать их слишком много и подарить жителям сигарные комнаты, бассейны, сейф для купания в золоте, как у Скруджа Макдака, можно, но тогда экономика проекта сделает "кряк" и никогда не сойдётся.
Если же от излишеств отказаться, то покупателю будет просто не объяснить, за что именно он платит 500–700 тыс. рублей за "квадрат". В итоге застройщики думают, как пройти сложный путь между Сциллой и Харибдой и не попасть впросак.
О, спорт
Пока главные движущие силы, которые работают на имидж любого девелоперского проекта, это ЗОЖ, семья и работа, что в принципе понятно. Надо больше работать, больше зарабатывать и чтобы было на кого эти деньги тратить.
В итоге практически в любом премиальном комплексе у нас есть это волшебное слово из трёх букв. SPA, а не то, о чём вы подумали. Вот пример: "Группа Ярд" в обоих своих жилых комплексах на Крестовском и рядом с "Юбилейным" анонсировала запуск приватных спа-комплексов с бассейнами, джакузи, русской баней, фитнес-залом, хамамом, сауной, залом для йоги, а также кабинетами, куда можно пригласить массажиста и косметолога.
С одной стороны — супер. С другой, закрытый спа-комплекс — сложность для девелопера, а потом управляющей компании: найти арендатора, который довольствовался бы только жильцами этого комплекса, тяжело, вешать оплату спа на всех в равных долях — будет много скандалов: "Я туда не хожу, а вот ваша жена ходит постоянно, почему мы платим поровну?" Кроме того, высококлассный спа — это прежде всего концепция и команда. Оптимальный вариант делать не приватный, а открытый для внешних посещений комплекс, но для него площадь маловата. И надо распределить потоки посетителей, чтобы человек извне не смог пройти в жилой комплекс. Вообще чаще всего это большая головная боль, а не ЗОЖ. Поэтому обычно фитнес выносят за пределы охранного контура комплекса.
Кстати, аналогичная проблема с рестораном. Никто не спорит, ресторан высококлассный должен быть. Но если сделать его исключительно приватным, то он никогда не окупится. Да и сама кухня непонятна: кто-то любит французскую, кто-то — русскую, кто арбуз, а кто свиной хрящик. На всех жителей не угодишь.
Водные пространства
Петербург — город у воды, и поэтому девелоперы, которым повезло, всячески подчёркивают это преимущество. К примеру, у "Группы ЛСР" на Петровском острове вдоль рек Малая Невка и Ждановка будет проложена прогулочная зона и благоустроенная набережная протяжённостью 500 метров.
Главный плюс — не требует супервложений: когда год назад эксперты ландшафтных бюро специально для "ДП" считали стоимость 1 га премиального благоустройства, оно обошлось в пределах 15–20 млн рублей. Да, набережная выйдет подороже, но если отделывать её не карельским мрамором, а чем–то попроще, то экономика позволит. Зато как сразу растёт имидж проекта: 500 м набережной — это целых пять, а то и 10 минут (если очень медленно) прогулки.
Также на набережной будет "расположен павильон со всеми необходимыми сервисами для жителей комплекса: салон красоты, кафе, фитнес-студия, коворкинг". Здесь как раз всё просто: мы построим павильон с коммерческими площадями, которые продадим.
Да, и что касается приватности набережной: надо не забывать, что закрыть проход вдоль воды нельзя по закону.
Сады и парки
Особая любовь петербургских девелоперов — зелёные насаждения во дворах.
У АMO — "двор-курдонёр с цветущими кустарниками и лиственными деревьями". В клубном доме Meltzer Hall — "парадный двор с тщательно подобранными многолетними растениями и зонами тихого отдыха и собственный закрытый ландшафтный сад".
В "Северной короне" у ПСК достаточно большой двор — 2,3 тыс. м 2 , из которого будет сделано три зоны. Причём задача ставилась "расширить восприятие зоны ответственности жителей от масштабов своей квартиры до придомовой территории, создать дружественное сообщество, развивающее и поддерживающее среду".
Центральный двор — променад и общественное пространство, открытое со стороны набережной реки Карповки. От последней его отделит буферное озеленение с массивом кустарников и многолетников с искусственным водоёмом и ручьём.
На входе — видовая наклонная сосна, создающая игру теней и отражения в воде.
В западном дворе будет построен амфитеатр, задняя часть которого продолжит детскую площадку. В свою очередь, амфитеатр будет пространством проведения собственных мероприятий для жителей дома. Восточный двор оставляет за собой территорию для тихого отдыха с защищённой от осадков и освещённой беседкой с уличной мебелью.
В ASTRVM на Крестовском девелопер обещает двор-сад с гипоаллергенными растениями и стеклянным куполом, "из которого открывается вид на озеленение в части подземного паркинга". С учётом того, что большинство деревьев, которые растут в нашей полосе, — берёза, тополь, ива, черёмуха, сирень, ольха, а также ель, можжевельник и пихта — полезными для аллергиков не назовёшь, интересно, что получится.
Основной тренд в ландшафтной архитектуре — стремление к использованию натуральных, природных материалов и форм. Как говорят эксперты, в урбанизированном городе горожанину хочется встречать естественную, природную среду. Поэтому активно применяется вторсырьё: деревянные спилы стволов с ветками и сучками. Дерево, щепа, песок, галька, металл и канаты — фавориты в создании игровых пространств. Во дворах сейчас становится всё больше зелёных территорий с применением видов растений, требующих минимального ухода.
Учтён в проекте и фактор устойчивости. При проведении благоустройства выбираются материалы и конструкции с наиболее длительным жизненным сроком.
Лобное место
Еще одна любовь — лобби. Даже не так. ЛОББИ. Им гордятся, хвастаются (ну и меряются). ЖК Familia на Петровском отметился шикарным "львиным" лобби площадью 350 "квадратов" с белым историческим фортепиано, где обещают проводить музыкальные вечера.
350 м2 — это не предел. В сданном One Trinity Place вообще первый этаж здания отдан под просторное светлое лобби с ресепшн, общественные зоны, библиотеку, а также спортивный зал и детскую игровую комнату.
Сегодня холл, лобби — обязательный атрибут премиального жилья. Этот главный имиджевый МОП, который несёт и функциональную нагрузку: например, сигарные комнаты и библиотеки дополняются сегодня мини-конференц-залами, где удобно проводить закрытые заседания (видимо, тайных обществ миллиардеров).
Проблема в том, что это пространство — личное и в то же время общественное, ограниченное проживающими в доме людьми. Поэтому, по словам экспертов, оно должно разрабатываться дизайнерскими студиями с учётом всего: от акцентного освещения и напольных покрытий до мебели или интерьерных аксессуаров.
Из новых решений — винные комнаты и пространства для медитаций. И террасы. Они также становятся фишкой. Например, sky lounge Elemеnt development появится сразу в двух проектах компании SHEPILEVSKIY и "17/33" на Петровском острове.
Довольно активно в рамках проектов появляется культурная составляющая: в Москве девелопер Stone Hedge интегрировал искусство во все свои проекты. В Северной столице та же история. В ЖК "Миръ" парадное лобби украсят работы известного художника Андрея Ремнёва, автора работ в "уникальной и узнаваемой стилистике". Живая картина Стаса Багса Llifelink украсит холл клубного дома АМО.
Альтернатива лобби — общественные пространства. Для тех, кто помоложе, посовременнее. Так, в апарт-отеле VIDI придумали арт-пространство Михаила Шемякина, целью которого, как заявлено, является создание места притяжения для молодых и образованных людей в этой части центра Петербурга.
P. S.
А вот сигарная комната оказалась только в одном из проектов — ЖК "Приоритет", но оно и понятно: "Еврострой" придерживается традиций.