Покупатель жилья заметно помолодел за последние годы. И дело здесь не только в льготной ипотеке для родителей и айтишников.
Если раньше средний возраст клиента застройщиков составлял 45–50 лет, то сейчас это люди в возрасте 35–40 лет или даже моложе, говорят в компаниях. Так, по оценкам "Петербургской недвижимости" (холдинг Setl Group), если в 2020 году клиентов до 30 лет было всего 9%, то в 2024–м — уже 20%. А доля покупателей в возрасте от 30 до 40 лет выросла с 33 до 39%. "В последние 5 лет мы наблюдаем активный рост аудитории до 40 лет, основной костяк — это люди от 28 до 40 лет", — отмечает коммерческий директор "Петербургской недвижимости" Ольга Кобякова.
В группе "Аквилон", по данным за июнь 2024 года, доля покупателей от 36 до 45 лет составила 38%, от 26 до 35 лет — 32%, а доля 46–55–летних покупателей — 19%. При этом молодые люди в возрасте до 25 лет покупали жильё у девелопера гораздо чаще, чем 56–65–летние, — 8% против 2%.
Почему молодёжь стала покупать жильё
"2020 год стал переломным моментом для всех по нескольким причинам. Если говорить о строительной отрасли — как раз тогда правительство дало старт ипотеке с господдержкой. И она “омолодила” портрет среднего покупателя. Льготная ипотека дала возможность приобрести своё жильё многим молодым людям. Этот тренд только усилился, когда ввели IT–ипотеку", — объясняет коммерческий директор группы "Аквилон" в Петербурге и Ленобласти Наталия Коротаевская.
"Одним из драйверов стала льготная ипотека, которую ввели на фоне пандемии, ипотечные и арендные платежи достигли примерно одного уровня, поэтому многие молодые люди приняли решение в пользу приобретения собственного жилья", — соглашается Ольга Кобякова.
"Запуск программы IT–ипотеки дал существенный прирост молодых, официально одиноких людей, которые ранее ограничивались арендой", — отмечает директор по продажам жилой недвижимости строительной компании Kronung Group Елена Алещенко.
С июля наиболее массовые программы льготной ипотеки завершились, но семьям с маленькими детьми оставили возможность взять кредит под 6%. IT–ипотеку сохранили в Ленобласти.
Другие причины
Застройщики также называют и другие причины роста спроса на жильё со стороны молодых людей. Например — неразвитость цивилизованного рынка аренды квартир. "Молодые люди быстро устают от арендного жилья и связанных с ним ограничений и рисков — невозможности завести питомца, обставить квартиру с учётом индивидуальных предпочтений или внепланового расторжения договора по инициативе собственника, они сильно замотивированы на приобретение собственной квартиры. Особенно на фоне наблюдаемого роста стоимости недвижимости. К ним приходит понимание, что откладывать покупку — не лучшее решение, а позитивный опыт уже купивших собственное жильё 1–2 года назад друзей и коллег лишь подогревает уверенность сделать этот шаг как можно скорее", — считает директор департамента продаж GloraX Татьяна Халилова.
Как говорят участники рынка, имевший место несколько лет назад прогноз о том, что молодое поколение предпочтёт шеринг и аренду владению, пока не оправдывается. Молодёжь стремится приобретать недвижимость, причём как жилую, так и апартаменты.
Петербург по–прежнему остаётся столицей студенчества. Соответственно, в город приезжает множество молодых людей из всех регионов страны, многие из которых затем находят здесь же работу. При этом за последние 10 лет значительно изменилась сама структура экономики, в частности произошло бурное развитие IT–индустрии, в которой традиционно высокий процент молодых и очень высокооплачиваемых специалистов.
Наконец, появилось большое количество молодых людей, попробовавших фондовый рынок и криптовалюты. "Примерно можно разделить на две категории: удачный опыт с приумножением капитала и неудачный. В первом случае часть таких инвесторов направляют деньги на покупку недвижимости. Во втором, что интересно, тоже. Попробовали, потеряли какие–то деньги и решили, что оставшимися рисковать не будут, недвижимость — это в целом надёжнее и понятнее. Возможно, родители настояли", — говорит коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.
Как меняется рынок жилья
Для девелоперов "омоложение" клиентов означает заметную перестройку бизнес–процессов, а также сервисов выбора и покупки жилья. "Миллениалам для покупки недвижимости необходим визит в офис и живое общение. Особенно это актуально для первой покупки жилья. Зумеры же активнее приобретают онлайн, хотя правило первой покупки актуально и для них. Тем не менее для обеих возрастных категорий очень важны различные онлайн–фишки. Такие, например, как наш сервис, который не только показывает в 3D, как будет выглядеть квартира, но и позволяет легко подобрать на сайте мебель и технику в магазинах партнёров — максимально удобно и с учётом особенностей приобретаемой квартиры", — говорит коммерческий директор ГК "А101" в Петербурге Мария Орлова.
По её словам, своё развитие получат и сами 3D–туры — сейчас они в основном сделаны по квартирам, а вскоре начнут охватывать и входные группы, и даже дворы жилых районов. Также, чтобы соответствовать представлениям молодеющей аудитории, девелоперы должны будут максимально цифровизировать работу управляющей компании.
Как говорят участники рынка, портрет покупателя трансформируется, меняются его требования к продукту. Важным критерием выбора становится комфортная среда для жизни — все основные объекты инфраструктуры должны быть рядом и удовлетворять любые потребности, организация пространства обязана предусматривать возможность для общения и досуга.
Продукт трансформируется на разных уровнях. Например, повышается доля квартир с европланировками — на рынке Петербурга в строящихся домах массмаркет их доля составляет 70%, в классе бизнес — 65%. Кухня превращается в многофункциональное пространство, главная функция которого — не приготовление пищи, а общение.
"Сейчас молодёжь является одним из самых активных возрастных сегментов, но в наше время она позже заводит семьи, — отмечает Наталия Коротаевская. — Это, в свою очередь, имеет свой эффект — снижает спрос на квартиры большего метража".
“
Покупатели недвижимости действительно стали моложе, прежде всего в комфорт–классе и апартаментах. И за сухими цифрами по возрастам скрываются интересные тенденции. Во–первых, 25–40 лет — это экономически активный возраст, причём не старший. То есть это период первых покупок недвижимости и вложений, к чему все так или иначе в эти годы стремятся. У нынешнего поколения в этом возрасте оказалась достаточная покупательная способность, причём массово более выраженная, чем у их сверстников 10–20 лет назад. Она сформирована большим числом высокооплачиваемых рабочих мест, к которым в первую очередь относится вся сфера IT. Но в целом перечень широкий: от продаж и банковской сферы до специалистов, работающих вахтами. Отсюда и рост числа сделок с недвижимостью. Конечно, им помогли льготные программы, как массовые, так и адресные, с которыми сейчас всё намного хуже, но тем не менее.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
“
Если раньше была достаточно широко распространена практика проживания в одной квартире нескольких членов семьи, относящихся к разным поколениям, сегодня это сложно представить. У современных молодых людей ярко выражено стремление к самостоятельности, обособленности, они гораздо раньше покидают родительское гнездо и ставят себе цель переехать в отдельную квартиру. Изменился образ жизни людей, восприятие личных границ, возросла потребность в личном, приватном пространстве.
Татьяна Халилова
директор департамента продаж GloraX