Перешли на отечественное: в недружественных соцсетях остались 10% бизнес–империй

Почти все российские компании из топ–100 Forbes перешли в VK и Telegram
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Российские компании из списка топ–100 Forbes в 72% случаев продвигаются во "ВКонтакте", в 62% — в Telegram. В заблокированных соцсетях остаются только 10%.

К таким выводам пришли сотрудники сервиса аналитики и управления соцсетями LiveDune совместно с контент-агентством PostPost, которые наблюдали за аккаунтами богатейших компаний страны (по чистой прибыли) с 1 апреля 2023 года по 30 июня 2024 года.
Самая популярная социальная сеть у лидеров российского бизнеса — "ВКонтакте". Там представлены 72 участника топ–100. По количеству подписчиков лидирует "Сбер" с аудиторией 3,3 млн пользователей, на втором месте — "Пятёрочка" и 2,036 млн подписчиков, третье место у МТС (2 млн), четвёртое — у "Магнита" (1,8 млн). Стоит заметить, что в исследовании отмечен именно аккаунт торговой сети "Пятёрочка", хотя в топ–100 самых прибыльных компаний входит управляющий ею холдинг X5 Group. Но аккаунты других сетей холдинга, которые изучил "ДП", действительно не меняют картину в целом — например, у аккаунта сети "Перекрёсток" подписчиков менее 100 тыс.
"По комментариям и лайкам первая тройка — представители ретейла. С большим отрывом лидирует сообщество магазинов “Магнит” с 10,3 млн комментариев и 1 млн лайков. На втором месте по лайкам — “Красное и Белое” с 861 тыс. сердец", — подчёркивают в LiveDune. При этом опять–таки авторы исследования оценивают отдельную торговую сеть, а не компанию в целом. Напомним, Mercury Retail Group управляет не только "Красным и Белым", но и сетью "Бристоль", у аккаунта которой во "ВКонтакте" более 250 тыс. подписчиков.
Собственные telegram–каналы ведут 62 компании из списка Forbes. По числу подписчиков в мессенджере лидером стала авиакомпания "Победа", на канал которой подписаны 1,09 млн человек. Авторы исследования отмечают, что больше половины аудитории компания набрала за текущий год с помощью распродажи дешёвых авиабилетов. Однако при этом умалчивают, что в 2024 году "Победа" выбыла из топ–100. В списке 2023 года (который указан как базовый для исследования) она занимала 99–ю строчку.
На втором месте — "Сбер", у которого 824 тыс. подписчиков. Тройку лидеров замыкает застройщик ПИК, в канале которого 529 тыс. подписчиков.
"Из 100 крупнейших компаний России только 10 обновляли контент в заблокированных сетях. Большинство из оставшихся в Instagram (принадлежит организации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ) — компании из сегмента b2c: Fix Price, “Красное и Белое”, сеть “Спортмастер”, букмекерская компания Fonbet, авиакомпания S7, Т–банк, застройщики ПИК и “Самолет”, а также “Яндекс”. Единственное исключение — небольшой аккаунт компании “ЕвроХим”, направленный на оптовых покупателей удобрений. Все компании из списка оставшихся объединяет одно — они частные. Государственные оставаться в заблокированной соцсети не рискуют", — сообщают исследователи LiveDune.
Четыре из десяти оставшихся в заблокированной соцсети компании даже смогли увеличить там количество подписчиков. Успешнее всего это получилось у "Яндекса" (со 121 тыс. до 199 тыс.). Аналитики объясняют это тем, что на аудиторию, связанную с тематикой IT, блокировки работают хуже всего.
"Лучше всего у “Яндекса” сработали вирусные Reels о секретах работы сервисов компании. Яркий пример — топовый пост за год, рассказывающий о том, как сэкономить на такси. Он собрал 196 тыс. лайков. Также заметно прибавил аккаунт “Красного и Белого” — с 39 тыс. до 51 тыс. Что намекает: не только айтишники умеют пользоваться VPN", — добавляют авторы исследования.
Государственные компании, как и заметные игроки в коммерческом секторе, в основной массе своей ушли из заблокированных соцсетей, чтобы исключить для себя возможные имиджевые и юридические риски, отмечает основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова.
"Ушедшие компании столкнулись с необходимостью искать альтернативы опальным соцсетям. Выбор у них оказался небольшой: для текстовых форматов это Telegram, для видео — “ВКонтакте”. Кроме того, “ВКонтакте” активно вкладывает средства в привлечение на свою площадку производителей контента. Например, сейчас запустил грантовую программу для блогеров, которые производят длинные форматы видео", — объясняет собеседница "ДП".