Зимним верандам в ресторанах Петербурга помешают погода и бюрократия

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Летние ресторанные веранды в Москве разрешили использовать круглый год, то есть даже зимой. Это объяснили заботой о предпринимателях, которые смогут сэкономить на монтаже и демонтаже. Владельцы при этом обязаны очищать веранды от снега и наледи, а также убирать территорию в радиусе 5 метров.
"Практика зимней эксплуатации сезонных веранд распространена во многих городах мира, в том числе расположенных в северных широтах", — добавили в столичной мэрии.
Немедленно начались разговоры о том, что неплохо бы разрешить зимние веранды и в Петербурге. Однако у этого есть вполне объективные сложности.

Долгий процесс

Глава консалтинговой компании Gastronorma Данил Герасимиди напоминает, что во время пандемии коронавируса в нашем городе тоже была разрешена зимняя работа террас. При этом для ресторатора возможность продлить жизнь террасы очень важна, поскольку это означает увеличение числа посадочных мест и торгового зала. Можно обеспечить обогрев тепловыми пушками либо специальными обогревателями. Тогда для гостей появится больше посадочных мест и предприятие сможет получить больший объём выручки.
"Да и гости тоже, если погода не сильно холодная, с большим удовольствием присаживаются с чашкой горячего глинтвейна наблюдать, как медленно кружится и падает снег", — добавил он.
Возможность организовать террасу для круглогодичного использования сохранялась вплоть до конца 2023 года. Это было мерой поддержки предприятий общепита, пострадавших от коронавируса. Процедура согласования не отличалась от той, что действует для обычной летней веранды. Необходимо согласовать схему размещения нестационарного торгового объекта (около 30 дней) и заключить договор с комитетом имущественных отношений (ещё до полутора месяцев), согласовать внешний облик кафе (от 15 до 75 дней в некоторых случаях) и, наконец, приступить к строительству.
Но в настоящее время, как сообщили "ДП" в комитете по градостроительству и архитектуре Санкт–Петербурга, согласно городскому постановлению "О размещении нестационарных торговых объектов", летние террасы могут работать в срок с 16 апреля по 30 сентября.
"Даже если в ближайшие дни будет разрешено размещение зимних веранд и владельцы общепита начнут их согласовывать, то договор будет заключён не к зиме, а к майским праздникам", — замечает по этому поводу управляющий партнёр 4R Group Михаил Бойцов.
Впрочем, добавим, как сообщали в комитете имущественных отношений, город готов заключать договоры на срок 5 лет, так что теоретически каждый год проходить эту процедуру не придётся.
"Не могу уверенно сказать, требуется ли бизнесу законодательное регулирование размещения зимних веранд, учитывая законодательно установленную возможность размещения веранд на 180 календарных дней в течение года и особенности петербургской погоды, не позволяющие комфортно располагаться гостям на веранде в зимнее время", — добавил Михаил Бойцов.

Историческая традиция

Генеральный директор компании "Градостроительные компетенции" Андрей Иванов в комментарии "ДП" отметил, что в Петербурге для устройства круглогодичных террас нужно решить два вопроса. Первый из них — это ширина тротуаров, которая в центре города часто недостаточна для устройства даже сезонной террасы. "Если в тёплое время года, в туристический сезон жители города условно готовы мириться с сужением пешеходных зон, то зимой с учётом климатических условий размещение таких террас может быть проблематично", — рассуждает он.
Второй вопрос — какие будут взаимоотношения с городом при согласовании и размещении этих террас. Ведь, по сути, это будут капитальные строения. Поэтому московский опыт сложно применить в петербургских условиях, резюмировал Андрей Иванов.
"Может быть, они и сами не хотят работать зимой, так как мало желающих. Но кое–где есть обогревательные устройства, которые позволяют даже в зимнее время, когда не самые сильные морозы, там находиться", — рассуждает член Градостроительного совета Санкт–Петербурга архитектор Владимир Линов.
По его словам, подобные сооружения можно отнести к архитектуре малых форм. Примеры можно найти, в частности, в Новой Голландии. Там зимой неподалёку от ресторанов ставят жаровни, возле которых можно согреться. Они топятся дровами, сквозь решётку видны угли, выглядит это всё привлекательно для горожан и туристов.
Ещё один важный аспект, по словам зодчего, заключается в том, что подобные зимние постройки — это забытая историческая традиция. В прежние времена зимой устанавливали обогревательные павильоны для извозчиков. Это были довольно большие сооружения, похожие на полуоткрытые беседки. В середине павильонов были жаровни. Таким образом, временные зимние постройки, с одной стороны, дань традиции, а с другой —они помогают выживать прохожим студёными зимами.

Инструмент рекламы

"Решение интересное, так как это не ограничение, а возможность. Думаю, что такая инициатива найдёт отклик у ресторанов и кафе", — отметила в комментарии "ДП" заместитель директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Евгения Кулеш. Конечно, зимой погодные условия в Петербурге бывают некомфортными для длительного пребывания на улице. Но за счёт различных уличных систем обогрева можно сохранять тепло на террасе длительное время, полагает она.
По словам Евгении Кулеш, рестораторы вполне могут конвертировать идею зимних террас в доход или в маркетинговый инструмент. Тем более что зимой есть ряд праздников, включая новогодние, под которые можно адаптировать оформление, сделать тематические зоны и проводить дополнительные ивенты.
"Терраса — это дополнительная реклама. Знаю пару заведений, которые оставляли летнюю террасу на зиму, и их гости, заказывая кофе “с собой”, постоянно присаживались ненадолго там. С одной стороны, мелочь, но это всё в итоге работает на дополнительное привлечение людей", — поддерживает эту мысль владелица кафе "Кусь" Валерия Петрова.
"Подобная инициатива — дополнительный привлекательный имиджевый фактор для заведения. Главное, чтобы условия и локация позволяли организовать уличную террасу с учётом официальных требований (в частности, наличие смежного с кафе или рестораном земельного участка)", — продолжает Евгения Кулеш.
Также она напоминает, что есть ещё один вариант, который стал популярен в последние годы, когда террасу организовать невозможно или очень сложно. Это создание "ощущения веранды". Для этого используется специальное остекление (в том числе "в пол"). В хорошую погоду такие просторные раздвижные окна можно полностью раскрыть и добиться эффекта террасы.