Особый микроклимат: как города-курорты меняют жизнь в локациях у воды

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Между Петербургом и другими северными городами Европы много общего. История, ландшафт, морская тематика в архитектуре, особенности градостроительной политики, вайб жизни у воды и туристическая направленность: всё это наложило отпечаток на развитие современных проектов в недвижимости. Подробнее об этом — в обзоре "Делового Петербурга".

По замыслу Петра Первого Санкт-Петербург был основан в уникальном месте со своими географическими особенностями. Это и курортная зона с целительной силой природы, и окно в Европу — морские ворота в Атлантику, и знаменитый путь от Невы до Чёрного моря, по которому плавали варяги.

Долгий путь в дюнах

При этом Петербург имеет несколько общих черт с крупными европейскими городами, расположенными в высоких широтах. Так, примерно на той же широте находятся Хельсинки (Финляндия), Стокгольм (Швеция) и Осло (Норвегия) почти с одинаковыми климатическими условиями — длинными мягкими зимами и относительно коротким летом, во время которого наступает период белых ночей.
Кроме того, общий городской пейзаж северных городов включает в себя сочетание исторических зданий, современных сооружений и зелёных зон. Парки, сады и прибрежные леса с песчаными дюнами играют важную роль в жизни горожан, обеспечивая места для отдыха и прогулок.
Также известно, что исторический центр Петербурга был построен по образцу европейских культурных центров, таких как Амстердам и Венеция. Как и свои западные соседи, в Петербурге максимально использовали преимущества выхода к морю, создали живописные набережные, мощную портовую инфраструктуру и судостроительные предприятия. Разумеется, что для защиты территории пришлось развернуть целую систему фортов и береговых укреплений.
Однако до недавних пор петербургские форты, сосредоточенные вокруг Кронштадта, находились в запустении. Они станут частью туристско-рекреационного кластера, и в этом Петербург чем-то снова напоминает своих северных собратьев. Взять ту же крепость Суоменлинна на островах возле финской столицы, из которой сделали музей под открытым небом. Со временем запустевшие постройки и гарнизонные здания были восстановлены и переоборудованы в квартиры, рабочие помещения, банкетные и конференц-залы, рестораны и музеи. В итоге крепость стала чуть ли не главной достопримечательностью Хельсинки.
В Осло есть ещё один интересный пример работы с культурным и историческим наследием. Там на полуострове Бюгдёй, который отделяется от материка небольшой полоской суши, создали рекреационную зону с парками, эко-маршрутами, яхт-клубом и множеством музеев. Здесь поблизости друг от друга открыли музей кораблей викингов, музей "Кон-Тики", посвящённый путешественнику Тура Хейердалу, музей "Фрама" об истории полярных экспедиций, краеведческий музей и норвежский морской музей, рассказывающий о развитии судоходства в стране.
Наибольшая концентрация выставочных помещений в Осло сосредоточена именно на полуострове Бюгдёй. Примечательно, что локация является одновременно и рекреационной заповедной зоной, охраняемой государством, и жилым районом. Свои дома и квартиры в районе имеют более трёх тысяч человек.
Свой музей под открытым небом и собственной гаванью есть и на острове Юргорден в Стокгольме. Речь идёт об этнографическом комплексе Скансен, который считается ключевой рекреационной и развлекательной зоной столицы Швеции. Фольклорный культурно-исторический комплекс, окружающие его парки, старую жилую часть и набережные ежегодно посещают около 10 млн туристов.

Своя крепость у моря

В Петербурге идея развития масштабных рекреационных кластеров у воды получила новую жизнь благодаря проекту "Остров фортов" в Кронштадте, посвящённому развитию российского флота. Здесь завершилось создание музейно-исторического парка, который станет новым флагманом всей туристской индустрии города.
Уже сейчас можно констатировать, что проект стал мощной точкой притяжения для жителей и гостей Северной столицы. По данным администрации Петербурга, в минувший навигационный сезон, закрывшийся в начале ноября, жители и гости Кронштадта совершили более 200 тыс. поездок с причала "Остров фортов". За четыре года с момента запуска водного маршрута число пассажиров на линии выросло более чем в пять раз.
Немаловажно, что подобные проекты в северных городах-курортах становятся толчком к перезапуску ранее неиспользуемых территорий. К примеру, в том же Кронштадте наряду с туристической инфраструктурой начали появляться жилые комплексы, учитывающие специфику места. Так, в активной стадии находится строительство ЖК "Кронфорт" от "ГК Алькор" (входит в группу "Главстрой Санкт-Петербург").
Сегодня на строительной площадке будущего малоэтажного квартала ведутся работы на первых двух корпусах.
"При создании архитектурного облика жилых кварталов в "Кронфорте" мы опирались на традиционные постройки морских крепостей — форты. Эстетику и величественность цитаделей Балтийского моря мы воплотили с помощью фасадных материалов. Их разнообразие, чередование фактур и оттенков создали выразительный облик зданий, рифмующийся с природой побережья. Кроме того, в нашем проекте были учтены все актуальные тренды внутреннего наполнения: торговый променад, арт-объекты, плейхабы, амфитеатр и зелёные зоны", — отметил директор по качеству "ГК Алькор" Алексей Медведев.
В кварталах будет реализовано несколько концепций благоустройства, уточнили в компании. Первая основана на нелинейных и мягких формах, вторая следует чёткой геометрии и строгим линиям. Участие в создании проекта принимали международная архитектурная компания Chapman Taylor и бюро "Проектная культура".
"Наша задача заключалась в использовании современного подхода к проектированию, отражающего актуальные запросы аудитории на продуманное и притягивающее взгляд благоустройство. Озеленение, зоны активности и отдыха, парковки и другие элементы — сегодня это не дополнительный, а один из решающих факторов при оценке проекта покупателями и выбора недвижимости", — резюмирует собеседник "ДП".
Как подчёркивают аналитики NF Group, около половины покупок недвижимости в курортных и рекреационных локациях совершается с целью сезонного проживания, при этом предпочтение отдаётся масштабным проектам с развитой инфраструктурой. Треть сделок оформляется для инвестиций, то есть последующей сдачи жилья в аренду, остальные — для постоянного проживания или просто в качестве статусной покупки.
В перспективе число таких проектов будет только расти, уверены эксперты. А успешность новых жилых комплексов в локациях с высокой туристической привлекательностью будет во многом зависеть от того, насколько они будут отвечать возросшим запросам покупателей и смогут предоставлять качественный сервис и наполнение на уровне мировых аналогов.