Совокупная выручка 10 лидеров FMCG–ретейла за 9 месяцев 2024 года приблизилась к 7,9 трлн рублей (без НДС).
Оборот компаний вырос на 24% по сравнению с первыми тремя кварталами прошлого года, подсчитали аналитики INFOLine.
По мнению партнёра агентства M. A. Research, руководителя направления "Ретейл" Анны Синявской, сегмент FMCG развивается стабильно. Доля продовольственных товаров незначительно колеблется в пределах 48%, что связано с ростом числа малообеспеченных покупателей, высокой инфляцией и запаздывающим ростом зарплат.
Как пояснил "ДП" основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков, сеть показывает высокие результаты во многом благодаря покупке "Монетки".
“
"Руководство ретейлера приняло нетривиальное решение — оставить всю команду “Монетки” при покупке, не перенося руководство менеджменту “Ленты”, что было бы логично, учитывая синергетический эффект от слияния. Мы видим новую мультибрендовую модель: есть две сети, у которых один акционер. Благодаря деньгам нового акционера проект развивается", — объяснил он.
У "ВкусВилла" рост выручки за 9 месяцев ускорился на 7,2 п. п. год к году, до 30,7%. В пресс–службе компании считают основным драйвером роста сервис бесплатной доставки. "В Петербурге открываются дарксторы и dark kitchen “Сгоряча”, развивается ассортимент под запрос местных покупателей", — добавили там.
У Fix Price рост составил 6,3%, что, по мнению представителей компании, обеспечивается работой над ассортиментом. Ретейлер также инвестирует в развитие онлайна. В пресс–службе Fix Price добавили, что за 9 месяцев 2024 года было открыто 412 точек в России, в том числе шесть в Петербурге и Ленинградской области.
"Светофор" показал падение продаж. За январь–сентябрь оборот дискаунтера сократился на 2,2% год к году, до 286,3 млрд рублей.
Как отметила партнёр One Story Ольга Сумишевская, большое количество магазинов у компании позволяет реализовать большой объём товаров, что выгодно производителям. А вот с потребителями нужно работать более внимательно.
“
"Часто речь идёт о дешёвом товаре, позволяющем закрывать потребность. Сервис в магазинах минимальный. Покупателя привлекает в основном ценник на ряд категорий. Глядя на эту модель, федеральные сети стали идти в сторону дискаунтеров, хоть и не всегда жёстких. Покупатели стали готовы платить больше за чистоту и внятное качество. “Светофор” начал просаживаться в связи с особенностями ассортимента и сокращением брендов, которые ушли с российского рынка. На мой взгляд, компании было бы полезно поработать над обустройством помещений и сервисом, что может потребовать существенных операционных и капитальных затрат и повлияет на бизнес–модель компании", — считает эксперт.
Как указал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, наиболее динамично сейчас растёт формат ultra–convenience — компактные магазины в шаговой доступности от дома площадью до 100 м2, а также жёсткие дискаунтеры и доставка.
"Доставка продуктов пользуется устойчивым спросом у потребителей, и показатели этого сегмента стабильно растут: в среднем в 2023 и 2024 годах онлайн–продажи продовольственных ретейлеров — членов АКОРТ выросли примерно на 40%", — сказал Караваев.