Крупные ретейлеры значительно нарастили выручку и количество магазинов

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

За 2024 год крупные продовольственные ретейлеры значительно увеличили количество магазинов и выручку.

Крупные сети, торгующие товарами повседневного спроса, уверенно отчитываются о росте выручки за 2024 год. Планы на 2025 год ретейлеры склонны строить осторожно: чтобы продолжать держаться в плюсе, компаниям придётся оптимизировать свои внутренние процессы, а также экспериментировать с форматами магазинов.

Подсчитали прибыль

Согласно годовому отчёту X5 Group, за 2024 год выручка компании выросла на 24,2%, до 3,908 трлн рублей. Чистая розничная выручка сети "Пятёрочка" при этом увеличилась на 21,3% и составила 3 трлн рублей, а супермаркетов "Перекрёсток" — на 17,2%, до 491,0 млрд рублей. Жёсткие дискаунтеры "Чижик" прибавили сразу 110,7% и заработали 249,5 млрд рублей. Продажи цифровых бизнесов группы возросли на 61,9%, до 200,1 млрд рублей. За весь год компания открыла 2543 новых торговых объекта.
Чистая розничная выручка группы "О’Кей" за прошедший год выросла на 5,5%, до 217,1 млрд рублей. Чистая розничная выручка гипермаркетов увеличилась на 2,0% в годовом выражении, до 144,8 млрд рублей. Сильнее всего прирост наблюдался в формате дискаунтеров — чистая розничная выручка сети "Да!" выросла на 13,3% в годовом выражении, до 72,3 млрд рублей, доля дискаунтеров в чистой розничной выручке группы составила 33,3%.
Выручка другого ретейлера с петербургской пропиской, "Ленты", увеличилась почти в 1,5 раза: +44% год к году. Сопоставимые продажи выросли на 12,7%. Наибольший рост выручки продемонстрировали магазины у дома и супермаркеты. В компании уточнили, что по всем форматам средний чек вырос на 18,1%. Компания открыла (с учётом закрытий) 655 магазинов у дома, три гипермаркета и один супермаркет.
"Наше онлайн–направление продолжает активно расти преимущественно за счёт развития собственных сервисов доставки из гипермаркетов и супермаркетов, онлайн–продажи которых увеличились на 21,1% за 2024 год. Доставка заказов теперь доступна из всех ключевых форматов сети. Ещё один тренд 2024–го — более чем двукратный рост количества заказов самовывозом", — добавили в пресс–службе.
В конце года компания приобрела "Улыбку радуги" — вторую крупнейшую сеть магазинов дрогери в России.
Оборот "ВкусВилла" в прошлом году вырос на 27% и составил 329 млрд рублей. В 2024 году компания открыла 593 новых магазина, темп открытий повысился на 18%. При этом ретейлер как увеличивает темпы открытий дарксторов для более быстрой сборки заказов и доставки, так и выводит на рынок совершенно новые форматы: в прошлом году открылись два гастродарка, 93 ночных магазина без продавцов, 35 магазинов с уникальным дизайном, первый мультисервисный магазин с фуд–кортом и специализированный магазин косметики и товаров для дома "ВкусВилл Красиво". По итогам 2024 года выручка сервиса доставки "ВкусВилла" достигла 50% от оборота сети, увеличившись на 3,2%.
Fix Price в 2024 году расширилась на 751 торговую точку, а также вложила более 161 млн рублей в реновацию своих магазинов. Были обновлены 52 торговые точки — это на 28 магазинов больше, чем в 2023 году.
Директор департамента категорийного менеджмента Fix Price Инна Кондратьева отмечает, что покупатели продолжают проявлять интерес к товарам для сада и огорода, для досуга дома и праздников. Товары для сада и огорода показали прирост оборота более чем на 20% к уровню 2023 года. В категории "Товары для праздника" оборот увеличился более чем на 10%, а в количественном выражении — свыше 30%. Стабильно высокий спрос сохраняется в таких категориях, как бакалея, мясная гастрономия, безалкогольные напитки и товары для дома.

Онлайн наступает

Согласно отчётности компаний, можно выделить несколько трендов, которые окажут влияние на рынок и в наступившем году.
Коммерческий директор сети гипермаркетов "О’Кей" Дмитрий Пачин поделился с "ДП", что основная тенденция, определяющая жизнь российского ретейла, — уход от интенсивного, географического в том числе, развития во внутреннюю оптимизацию.
"Все ретейлеры в той или иной степени займутся работой над эффективностью. Естественно, над эффективностью мы все работаем постоянно, но сегодня стоит уделить особое внимание структурированию процессов, внедрению максимально эффективных практик, изучению и оптимизации использования внутренних ресурсов. Основная причина этого — в текущей ключевой банковской ставке", — говорит он.
В "О’Кей" заняты этим процессом с начала прошлого года. И по отдельным категориям замечают опережающий среднерыночный рост: алкоголь, собственное производство, фрукты и овощи, косметика чувствуют себя очень хорошо.
"Осознавая усиливающуюся конкуренцию с торговыми площадками других форматов, в том числе, естественно, онлайн, мы проводим большую работу по пересмотру ассортиментной политики, принципов ценообразования, мерчандайзинга. Это жизненная необходимость для формата гипермаркета, в котором заметную долю занимают товары (non–food, например), органически пользующиеся всё большим спросом на онлайн–площадках", — добавляет Дмитрий Пачин.
Онлайн–продажи у всех сетей росли быстрее. Для многих ретейлеров именно они стали драйвером роста выручки. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская добавляет, что компании сейчас делают ставку на мультиформатность, поскольку это даёт возможность развиваться сразу в нескольких направлениях и осваивать максимально возможное количество локаций.

Без поглощений никуда

По мнению аналитиков, в 2025 году рост цен продолжится на фоне замедления роста зарплат и доходов. "Соответственно, дисконтные форматы будут по–прежнему востребованы, вряд ли их станет меньше. FMCG–ретейл продолжит консолидироваться, что характерно для стадии зрелого рынка. Именно поэтому можно ожидать дальнейших сделок M&A. Онлайн–канал всё так же будет развиваться, оставаясь драйвером роста. Продолжится увеличение доли российских товаров на полках и в выручке ретейлеров", — считает Анна Синявская.
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, онлайн–канал продолжит расти так же быстро, но объёмы онлайн–торговли всё ещё несопоставимы с офлайном и вряд ли когда–то будут равны.
"Я уверен, что всё равно офлайн–магазины останутся. Те, кто сможет грамотно выстроить работу и в онлайне, и в офлайне, будут самыми сильными игроками на рынке", — отмечает эксперт.
Также продолжатся сделки M&A, поскольку это становится основным способом оставаться или войти в топ–10 игроков рынка. Анна Синявская замечает, что органический способ роста такой скорости не даёт.
Лачугин также убеждён, что такие сделки будут, поскольку на рынке ещё есть торговые сети, которые можно купить. Тем более у владельцев некоторых ретейлеров есть большое количество денег, с помощью которых они поглощают другие торговые сети. "Эффективность этих поглощений мы увидим через несколько лет. Но сделки M&А однозначно будут, правда, скорее всего, не на петербургском рынке. Здесь федеральные игроки уже имеют высокую долю рынка, а местных осталось не так много, разве что сети “Семишагофф” и “Реалъ”", — заключает эксперт.