Работодатели по–разному решают вопрос замены сотрудников на период летних отпусков. Как правило, это зависит от сферы деятельности компаний, специфики работы того или иного сотрудника и экономических обоснований. Далеко не всегда, предупреждают эксперты, перераспределение нагрузки между остающимися коллегами выгоднее найма временного персонала.
Когда сотрудник уходит в отпуск, у работодателя есть два варианта его замены: нанять временный персонал или перераспределить обязанности отпускника между его коллегами. К первому способу прибегают компании в том случае, когда нагрузку ушедшего в отпуск нельзя никак совместить с обязанностями других сотрудников из–за специфики работы и масштаба самой нагрузки. Наем временного персонала часто используют в ретейле, производстве, в сфере эксплуатации зданий и сооружений. Обычно речь идет о замене строительных рабочих, работников производственных линий, служащих кейтеринговых структур (уборщица, официант), младшего медперсонала.
"Это связано с цикличностью систем, которые не выдерживают простоя во время отпуска сотрудников, — объясняет Кирилл Краснов, директор проекта развития предпринимательства R2 при "Рыбаков Фонде". — При этом их должностные функции не могут быть распределены между остальным коллективом, так как это увеличит продолжительность рабочего дня". Поэтому для таких бизнесов временный персонал — устоявшаяся практика, и обычно они не испытывают стресса, когда наступает необходимость обращаться к внешним ресурсам, говорит специалист.
Ко второму способу прибегают тогда, когда в отпуск уходит высококвалифицированный работник, временная замена сторонним экспертом которого обойдется работодателю слишком дорого. Тут каждый работодатель поступает по–своему: кто–то считает необходимым четко прописывать инструкцию остающимся работать коллегам, кто–то пускает этот процесс на самотек.
По–разному обстоит дело и с финансовой составляющей такой замены. В некоторых компаниях в зависимости от продолжительности отпуска и объема дополнительной нагрузки работодатель считает правильным выплачивать компенсацию тем, кто берет на себя часть работы отдыхающих коллег. "Разумеется, дополнительная работа выполняется добровольно и оплачивается дополнительно", — рассказывает Кристина Сорокина, директор по персоналу корпорации "КРЕПС".
Запретный акт
Говоря о найме временного персонала, нельзя не затронуть тему запрета так называемого заемного труда, который действует в России с 2016 года. "Нормы закона о заемном труде не запрещают привлекать временный персонал на период не более 9 месяцев, — успокаивает Елена Веляева, операционный директор международного кадрового холдинга Gi Group. — А летний отпуск в России у большей части офисных сотрудников составляет не больше 2 недель, поэтому предоставление временного персонала на замену не является нарушением закона".
В целом же эксперты полагают, что, как многие другие запрещающие законодательные акты, закон о заемном труде повлиял только на деятельность белых компаний.
"Объем бизнеса несколько снизился, поскольку не все кадровые компании готовы работать в рамках данного жесткого нормативного акта. Что касается серой части бизнеса, то деятельность таких организаций не изменилась. К сожалению, и объемы серых компаний не уменьшились, а значит, налоговых поступлений больше не стало, а права работников все так же никак не защищены", — считает генеральный директор "1000 кадров" Мария Маргулис.
Елена Булкина, HR–директор компании "Первый ОФД", полагает, что запрет на заемный труд усложнил вход молодых специалистов на рынок труда или поиск работы при смене специальности.
А вот Денис Шилкин, основатель компании "Лайф Стайл Групп", уверен в положительном эффекте запрета: "Он мотивирует создавать коллектив более командным, развивать взаимопомощь среди коллег и внедрять взаимозаменяемость в команде".
Плюсы и минусы
Выбирая тот или иной способ замены отпускника, работодатели исходят из их плюсов и минусов.
Наем рабочего и малоквалифицированного персонала на замену штатных сотрудников, находящихся в отпуске, — это жесткая необходимость, продиктованная самим характером работы, поэтому в нем сплошные минусы, считает Елена Булкина. "Этот процесс является очень трудоемким: оформление КДП, дополнительная нагрузка на бухгалтерию, линейных руководителей, службы безопасности и охраны труда, — перечисляет она, — а также затратным, ведь нужны допрасходы на оплату труда. Кроме того, труд временных сотрудников всегда существенно менее эффективен по сравнению со штатными сотрудниками".
По ее словам, именно последний фактор — то есть низкая эффективность временного персонала, а вовсе не экономия фонда оплаты труда — является причиной того, что замещение квалифицированных штатных сотрудников, находящихся в отпуске, временными работниками — редкое явление.
Из минусов найма временного персонала, актуальных для всех сфер бизнеса, Владимир Виноградов, президент ГК Pro–Vision, также называет необходимость контроля действий новичков со стороны их кураторов. Как и любая работа, это требует времени — на нее уходит примерно 20% рабочего времени наставника, отмечает он.
"Основным минусом привлечения временных сотрудников является их незнание специфики корпоративной культуры, принятых бизнес–процессов, сферы деятельности компании", — соглашается с ним Мария Маргулис.
"Наша компания использует временный персонал только в случае необходимости выполнения простых или строго регламентированных обязанностей, не требующих погружения сотрудника в специфику деятельности и корпоративную культуру", — приводит пример из практики Ирина Лебедева, исполнительный директор ГК "Эксперта".
"Акт перераспределения обязанностей — это на самом деле огромная возможность, а вовсе не проблема, как его часто воспринимают", — считает Кирилл Краснов. А значит, плюсов здесь больше, чем минусов. Эксперт предлагает рассматривать отпуск работников как действенный способ развивать потенциальных сотрудников и готовить кадровый резерв. В случае с линейным персоналом перераспределение обязанностей, а не наем временных работников может быть весомым плюсом. "Зачастую мы не разбираемся в том, чем занимаются наши коллеги даже в пределах одного отдела, и отпуск одного из них — прекрасная возможность расширить свой кругозор. Отпуска могут становиться фактом обмена опытом между сотрудниками, что очень полезно как для собственного профессионального развития, так и для укрепления командного духа", — объясняет он.
Между тем во временном персонале есть и плюсы.
Так, несомненным преимуществом привлечения временных сотрудников, по мнению Марии Маргулис, является то, что обычная деятельность организации "не проседает", то есть практически все бизнес–процессы идут в обычным порядке. В том случае, когда коллеги пытаются работать, как говорится, и за себя, и за того парня, процессы всегда замедляются, а качество выполнения работ, как правило, ухудшается.