Индустрия гостеприимства ждёт возвращения в Петербург туристов из Китая. На их обслуживании музеи, гостиницы и рестораны могут неплохо заработать. Но только если этому сегменту не позволят опять уйти в тень.
На днях Китай анонсировал возобновление с 6 февраля группового выездного туризма, в том числе в РФ. Также жители Поднебесной смогут отправиться в путешествие в Таиланд, Индонезию, Камбоджу, на Мальдивы и Шри–Ланку, в Сингапур и ещё несколько стран.
"Турагентства и онлайн–компании по всей стране возобновляют в экспериментальном режиме организацию выездных групповых туров и сервиса “авиабилет + отель” для граждан Китая", — сообщили в пресс–службе министерства культуры и туризма КНР.
С начала пандемии коронавирусной инфекции жители Китая на несколько лет оказались под жёсткими ограничениями (намного более суровыми, чем действовали в России и других странах). Теперь же они вновь могут путешествовать. Как сообщает АТОР со ссылкой на сайт путешествий Ctrip, жители Поднебесной уже начали бронировать туры за границу. Ожидается, что в 2023 году выездной туризм из Китая достигнет 30–40% от результатов допандемийного 2019 года. Тогда китайцы совершили 150 млн поездок, потратив $250 млрд. Российские туроператоры считают, что для возобновления массового турпотока из страны необходимо восстановить безвизовый режим.
Бюджетные, но ценные
Индустрия гостеприимства Петербурга активно готовится встречать туристов из Поднебесной, которые до пандемии обеспечивали довольно большой поток и тратили здесь приличные суммы. По данным опроса комитета по развитию туризма, проведённому в 2021 году, 52,2% респондентов готовы были тратить в поездках в Петербург от 1 тыс. до 5 тыс. юаней (11–57 тыс. рублей) в день. Ещё 32,2% — 5–10 тыс. юаней (57–114 тыс. рублей). В 2019 году город на Неве посетили около полумиллиона гостей из КНР.
В основном китайские туристы предпочитают останавливаться в номерах базовых категорий в отелях три–четыре звезды. Хотя на рынке можно встретить и групповые запросы на "пятёрки". Как отмечает генеральный менеджер отеля River Palace (сеть отелей High Season — River Palace, Lahta Plaza, Trezzini Palace) Евгений Жук, отсутствие групп из Поднебесной больше всего сказалось на отелях с большим номерным фондом. В меньшей степени пострадали небольшие гостиницы и участники рынка, относящиеся к среднему и высокому ценовым сегментам. Сейчас, по словам эксперта, стали поступать общие запросы от профильных туристических агентств, которые сканируют рынок.
При этом стоит учитывать, что с допандемийных времён (2019 года) цены на размещение в отелях Северной столицы ощутимо поднялись. Как на них теперь отреагируют туристы — вопрос. Отели, как указывает Евгений Жук, научились жить без въездного туризма, в том числе и китайского, но его возвращение точно позитивно отразится на общей картине.
По словам Екатерины Леонтьевой, директора по продажам "Azimut Сити Отель Санкт–Петербург", в 2019 году на китайцев приходилось 30–40% иностранной групповой базы. Пока у отеля нет запросов на групповые бронирования, есть только заявки от бизнес–туристов.
Теневая сторона
Однако у предпринимателей есть и повод для тревоги. При всех, казалось бы, очевидных плюсах вопрос о значимости возобновления китайского турпотока в Петербург открыт. Не секрет, что до пандемии была высока доля серого рынка. Представители бизнеса жаловались, что въездной туризм незаконно взяли под контроль китайские компании (в том числе иностранные страховые брокеры). В Петербурге открывались рестораны и магазины, обслуживающие только китайские группы благодаря нелегальным гидам. Тогда туроператоры и экскурсоводы просили уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова продвинуть законопроект об обязательной аттестации гидов, чтобы защитить интересы российских экскурсоводов от незаконной конкуренции.
Закон долго тормозился Ростуризмом. Турпоток из Поднебесной при этом рос, однако денежные поступления в казну от него оставались минимальными. В 2021 году закон, обязывающий экскурсоводов и гидов–переводчиков проходить аттестацию в специальных комиссиях, создаваемых региональными органами власти в сфере туризма, был принят и вступил в силу с 1 июля 2022 года. Документ устанавливает право экскурсовода работать на туристских маршрутах, проходящих по территории субъектов, в отношении которых выдан аттестат.
В октябре 2022 года президент Путин упразднил Ростуризм. Функции, ранее закреплённые за ведомством, перешли к Минэкономразвития. По мнению председателя совета Ассоциации содействия русско–китайскому туризму Юрия Цуркана, перспективы дальнейшей работы с китайскими группами пока неоднозначны. "Бывшие чиновники Ростуризма в течение нескольких лет осуществляли теневую деятельность, создали бизнес в части страхования въезжающих иностранцев, — говорит эксперт. — Повторится ли проблема в будущем, неясно: теневые бизнесмены остались и пытаются повлиять на Минэкономразвития. Нельзя возобновлять теневой китайский рынок, где не смогут работать российские гиды. Наша ассоциация проделала большую работу, чтобы привести эту деятельность в рамки правового поля", — говорит Юрий Цуркан.
Культурный обмен
Конфликтные ситуации с организованными китайскими группами возникали и у музеев. В пресс–службе ГМЗ "Царское Село" напомнили, что ещё до пандемии ввели цифровое оборудование для проведения групповых экскурсий на китайском языке и разрешали китайским группам посещать Екатерининский дворец только таким образом. Индивидуальным посетителям выдавали аудиогиды. При этом в пресс–службе музея–заповедника отметили, что критичных последствий отсутствие туристов из Китая не повлекло. "До пандемии иностранные туристы составляли около 55% от общего числа посетителей. Среди них высока была доля граждан Китая, которые посещали музей в основном группами. Известный факт: эти туристы покупали сувениры в специализированных сувенирных магазинах, которые находятся за территорией музея. Туда их организованно направляли гиды. Поэтому средний чек туриста равнялся цене входного билета", — объяснили в пресс–службе.
Там также добавили, что после отмены в Петербурге ковидных ограничений поток туристов стал восстанавливаться. В прошедшие недавно зимние каникулы музей принял более 81 тыс. посетителей, в основном россиян. Это сопоставимо с допандемийными показателями, когда в город приезжало много туристов из других стран, в том числе из Китая.
В Государственном Эрмитаже предпочли воздержаться от комментариев, заметив, что пока рано давать оценки ситуации, так как заявок от китайских групп ещё не поступало.
В театрах Петербурга возвращения путешественников из Поднебесной ждут. "Мы понимаем специфику и интерес китайского туриста, поэтому сейчас уже запускаем таргетированную рекламу специально под приезд таких гостей", — рассказал специалист по маркетинговым коммуникациям театра "Буфф" Даниил Антонов.
“
До пандемии китайские туристы составляли 12% всего турпотока в Петербург и 26% иностранного турпотока. Поэтому, безусловно, гости из Поднебесной — важная составляющая потребительского рынка. Тем более в условиях сократившегося туристского потока и выросшего номерного фонда города. Пока бронирований от них у нас в отеле нет, поступали только запросы на расчёт проживания китайских групп от партнёров. Когда заблокировали выезд из Китая, было больно, но через очень короткое время был остановлен весь въездной туризм и наступила "клиническая смерть". Так что сложно оценить уровень болезненности от отсутствия только китайских туристов. Это как заглянул в холодильник вечером, а там масла нет: неприятно, но жить можно. Завтра пришёл, а в холодильнике вообще ничего нет и взять негде. Болезненно ли отсутствие масла в холодильнике вчера? Сегодня у нас появился хлеб — это выросший поток российских туристов. Однако этого недостаточно для загрузки номерного фонда города, а следовательно, и для поддержания его в удовлетворительном техническом состоянии. Восстановление туристского потока из Китая позволит загрузить номерной фонд, установить корректные рыночные цены на услуги отелей. Что, в свою очередь, будет стимулировать реновацию номеров, их модернизацию, а также в целом способствовать развитию отрасли.
Ольга Киселёва
генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская"
“
Сейчас, когда снова возобновляется туристический обмен с Китаем, мы ожидаем приезда в Россию большого количества наших друзей. Почти 90% из них непременно хотят посетить город на Неве, к которому у них особое отношение. Город революции, исторических памятников, дворцов, музеев имеет славные традиции, которые интересны китайским туристам. Однако я считаю, что принимать китайских туристов, рассказывать им о городе, его истории и культуре должны только российские туристические компании и сопровождать их должны только российские гиды, обладающие хорошим знанием китайского языка и своей страны. Часто китайские группы, посещающие Петербург, а также и Москву, принимаются китайскими турфирмами, которые только регистрируются на российских граждан. В качестве гидов в них выступают китайские граждане, прежде всего студенты, владеющие русским языком, но не знаниями о России и её объектах культуры. Наша сторона лишается средств, которые она должна получать от такого туризма, а китайские друзья, приезжающие сюда, чтобы увидеть Россию и понять её историю и культуру, уезжают из страны без нужных знаний. В Китае, насколько я знаю, такой ситуации быть не может. Гостей из России и других стран обслуживают только китайские турфирмы с китайскими профессиональными сопровождающими.
Галина Куликова
первый заместитель председателя Центрального правления Общества российско–китайской дружбы
“
В особенности для нас интересен островной Китай, в первую очередь Хайнань. Всё упирается в возможность Поднебесной принимать самолёты, перевозящие клиентов российских туроператоров без ограничений, а также выделять свои перевозки, чтобы туристы могли отправляться в групповые поездки. Есть вероятность, что сначала, при условии снятия всех антиковидных ограничений, Китай пойдёт по пути открытия бизнес–туризма.
Яна Муромова
заместитель генерального директора компании Anex Tour
“
Мы заметили рост спроса на размещение в Китае со стороны представителей российского бизнеса в июле, августе, ноябре и декабре. Причём в декабре ноябрьские показатели выросли более чем в 3 раза. В основном в командировки в Китай отправлялись представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики, а также сотрудники консалтинговых компаний. В среднем продолжительность командировки в 2022 году составляла 6 дней. Несмотря на то что среди наших клиентов есть и китайские компании, значительного спроса со стороны представителей бизнеса из КНР на командировки в Россию мы не наблюдаем.
Юлия Липатова
управляющий директор компании "Аэроклуб"