Компании, занимающиеся доставкой, вынуждены расширять штат курьеров и повышать им зарплату. Но работников всё равно не хватает.
Согласно исследованию агентства Telecom Daily, 65% компаний, использующих курьерскую доставку, отметили рост объёма заказов за последний год. Чтобы удовлетворить повышенный спрос, примерно 71% компаний, кроме собственных курьеров, привлекают сторонние организации. Около 66% ретейлеров и логистических операторов со штатными курьерами отметили, что за последний год стали тратить на них заметно больше. В основном это вызвано кадровым голодом, инфляцией и ростом стоимости жизни, повышением стандартов труда и социальных гарантий для курьеров, а также конкуренцией между компаниями за рабочую силу.
В "Яндекс.Доставке" рассказали, что спрос на курьеров в Москве и Петербурге в первом полугодии вырос примерно на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. "Мы видим несколько причин сложившейся ситуации. С одной стороны, это развитие e–commerce и рост спроса на доставку. С другой — сокращение трудовой миграции, очень низкая безработица. Число поисковых запросов о работе курьером в мае 2023 года по сравнению с маем–2022 сократилось на 26%", — говорят в компании.
Там также отмечают, что острее всего нехватка курьеров ощущается именно в двух столицах — здесь больше возможностей для подработки, в том числе сезонной. За курьеров конкурируют не только сервисы доставки, маркетплейсы и интернет–магазины, но и, например, строительные компании или предприятия сельского хозяйства. Конкуренция повышает стоимость привлечения новых курьеров. Так, в Москве этот показатель за год вырос почти в 4 раза, в Петербурге — на 40%.
Основатель сервиса igooods Григорий Кунис обращает внимание, что общее количество доставок на рынке растёт на десятки процентов в год уже несколько лет.
"Очевидно, что такая динамика требует кратного увеличения количества курьеров. Все компании, занимающиеся доставкой, расширяли штат курьеров. За 3 года igooods увеличил количество курьеров в 3 раза", — говорит он.
Поскольку такое быстрое расширение требует большого перетока рабочей силы из других отраслей, то обеспечивается оно только привлекательными условиями работы. По словам Куниса, за те же 3 года зарплаты курьеров выросли в 2–3 раза.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков в свою очередь замечает, что сейчас зарплаты курьеров соотносятся с доходами высококвалифицированных специалистов. "Это в районе 100 тыс. рублей в месяц в Москве и около 70–80 тыс. рублей в Петербурге. Далеко не в каждой компании и не в каждой отрасли есть такой уровень зарплат. Усугубляется дефицит также тем, что постоянно меняются правила использования транспортных средств. Вводятся ограничения по велодоставке, также сейчас идёт активная борьба с самокатами, которые часто используют курьеры", — рассуждает аналитик.
Он также отмечает, что работа курьером сложна и связана с большим количеством физической нагрузки. На фоне этого появляются попытки создать курьерские профсоюзы. "Для e–grocery и маркетплейсов это довольно опасно, потому что приведёт к увеличению стоимости доставки", — предупреждает Федяков.