Гостиничный сектор, туристические агентства и развлекательные комплексы острее многих ощущают кадровый дефицит. В первую очередь не хватает линейного персонала.
Откуда брать людей?
По данным "Авито Работы", с января по сентябрь 2024 года число вакансий для уборщиков выросло на 87 %, а средняя зарплата на позиции достигла 50,3 тыс. рублей. Остра потребность и в администраторах гостиниц — спрос на них взлетел на 166 %, а среднее зарплатное предложение составило 59,4 тыс. рублей. Потребность в менеджерах по туризму повысилась на 122 %, им предлагают 73,3 тыс. рублей в месяц.
“
"Основные причины кадрового дефицита — сезонные колебания спроса и высокий уровень текучести. Многие сотрудники покидают отрасль в межсезонье, что усиливает дефицит в период туристического пика", — комментирует сложившуюся ситуацию директор по развитию "Авито Работы" Роман Губанов.
По данным hh.ru, за первые три квартала 2024 года в России было открыто более 500 тыс. вакансий в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Руководитель пресс-службы компании в СЗФО и ЦФО Мария Бузунова замечает, что по количеству вакансий первенство принадлежит Краснодарскому краю — 18 % от всех предложений в стране. В число лидеров входят также Москва (16 %), Санкт-Петербург (12 %), Московская область (6 %), Алтайский край и Новосибирская область (по 3 %).
Если же учитывать не только гостиницы, но также рестораны и кейтеринг, то самый острый дефицит персонала наблюдается в Москве и Петербурге.
"HH-индекс составляет по итогам сентября только 3,5 резюме на вакансию при норме от четырёх до восьми. Подобная ситуация наблюдается почти во всех регионах страны, за исключением Москвы (4,3 резюме на вакансию) и СКФО (5,8)", — поделилась Мария Бузунова.
Эхо пандемии
Заведующая кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт-Петербурге Марина Морозова указывает, что во время пандемии с рынка "вымылось" немало квалифицированных кадров. В 2021 году наблюдался взрывной рост путешествий по стране, стал восстанавливаться въездной турпоток. Но работники так быстро в отрасль не вернулись.
"Зарплаты увеличиваются не такими уж высокими темпами, несмотря на то что сфера демонстрирует быстрое восстановление. Тем не менее сейчас индустрия гостеприимства растёт и работодатели соревнуются за квалифицированный персонал, предлагая достойные зарплаты и соцпакет, а также в целом повышая престижность профессии", — уточняет Марина Морозова.
Не обходится рынок и без труда мигрантов — это общемировая практика. Однако сейчас и миграционные потоки сократились, что дополнительно негативно сказывается на кадровом обеспечении индустрии.
При этом летом 2024 года регионами с самыми высокими сезонными зарплатами в туризме стали Москва (от 190 тыс. рублей), Петербург (от 160 тыс.), а также Краснодарский и Красноярский края.
Бесстрашные кадры
В конгрессно-выставочной деятельности подготовка кадров отличается.
"Всего в стране в индустрии занято 40 тыс. человек. Из них 60% — в Москве, 15% — в Петербурге. Но благодаря этим людям создаются рабочие места в смежных отраслях (застройка, кейтеринг, туризм). Например, Газовый форум делала команда около 50 человек, на площадке же в общей сложности работало 7 тыс. человек. Какая отрасль создаёт такой же мультипликативный эффект?" — задаётся вопросом генеральный директор ООО "Экспофорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
Как отмечает председатель правления, директор фонда "Росконгресс" Александр Стуглев, для специалистов важны знания стратегического планирования, навыки работы с большим объёмом информации и быстрого реагирования на экономические и политические явления.
"При подготовке кадров акцент делается на развитии навыков управления проектами, коммуникативных способностей, обеспечении высокого уровня протокольного сопровождения для событий с участием высокопоставленных делегатов", — поясняет он.
Стуглев отдельно выделил появление в последнее десятилетие специализированной обучающей литературы от российских авторов, в частности подготовленной при поддержке "Росконгресса" Энциклопедии событийного бизнеса, и курсов в вузах России, готовящих или повышающих квалификацию кадров отрасли.
Эксперты добавляют: человек, который провёл хоть одно мероприятие, уже мало чего боится, ведь он понял, что такое многозадачность.