Рост спроса и запроса: в России выяснили объёмы и тренды рынка корпоративов

Автор фото: Freepik.com

Российский рынок корпоративных мероприятий восстановился к доковидному уровню. При этом за 2023 год отмечен рост количества всех видов подобных событий, говорится в первом масштабном исследовании российского рынка корпоративных мероприятий (MICE-сегмент).

Исследование выставочного научно-исследовательского центра R&C и проекта MICE Excellence выяснило объём и структуру рынка, описано основные тенденции его развития и дало прогноз на ближайшие два года.
Сфера, которая оказалась под ударом во время пандемии, уже в 2022 году восстановилась на 95% до уровня 2019 года, её объём превысил 53 млрд рублей. По оценке большинства конгресс-отелей, доход от событий полностью восстановился; средний объём выручки отеля от корпоративных мероприятий в 2023 году составил 50 млн рублей. По оценкам конгресс-отеля "AZIMUT Сити Отель Санкт-Петербург", увеличение составило 18%, что безусловно сказалось на доходе. В целом, в 2023 году насчитывалось мероприятий больше, чем в доковидный период.
Одна из заметных черт этого сегмента рынка — зрелость его участника: больше половины компаний работают в нём минимум по 10 лет. При этом доля прибыльных компаний составила 82% — это очень хороший показатель, причём традиционно более высокий, чем в других сегментов российской событийной индустрии.
"Сейчас на рынке есть как и опытные игроки (MICE агентства), так и новички. Кроме того, замечается тренд смены профиля агентств, которые раньше занимались только выездным туризмом. Они активно развивают MICE деятельность и занимаются организацией мероприятий в разных сферах", — добавляют в AZIMUT.
В число самых популярных форматов корпоративных событий входят средние и крупные конференции с продолжительностью в 2 дня. Замечается увеличение количества конференций в сфере медицины и образования.
Востребованы также корпоративные праздники и тимбилдинги на 100–300 человек, длительностью не более двух дней, с высоким качеством организации и контента. Средние затраты на проведение одного корпоратива в 2023 году не превышали 10 млн рублей. При этом в тот же год расходы на все статьи по организации событий выросли, и, по прогнозу, такой же тренд сохранится по итогам 2024 года. В таких условиях игроки рынка они оптимизируют бюджеты и уделяют больше внимания эффективности своих мероприятий. Это согласуется с запросом клиентов на более короткие, но максимально качественные по контенту и организации события.
Автор: Пресс-служба конгресс-отеля "AZIMUT Сити Отель Санкт-Петербург"
Самыми востребованными площадками остаются конгресс-отели. Они опережают специализированные конгресс-выставочные центры и креативные пространства. "Это связано с тем, что конгресс-отели предоставляют одновременно несколько услуг, необходимых для организация корпоративных мероприятий, — поясняют в AZIMUT. — А именно конференц-зала для самого мероприятия, номера для проживания иногородних гостей и организаторов, питание (обеды, ужины, кофе-брейки, банкеты). Такой комплексный подход действительно привлекает корпоративных заказчиков и позволяет им экономить время и ресурсы, а участникам мероприятий насладиться комфортным и продуктивным пребыванием".
Что касается структуры заказчиков, одними из ключевых клиентов после 2020 года стали государственные структуры и корпорации. Большинство приходит из медицинской фармацевтической, банковской, финансовой и страховой сфер. Около половины из всех клиентов MICE-рынка ранее самостоятельно устраивали корпоративы, однако лишь меньшинство готово продолжать так делать и дальше. Большинство, напротив, планируют и впредь организовывать мероприятия с помощью профессионалов.
Исследование также отмечает, что целевая аудитория корпоративных событий молодеет, соответственно меняется коммуникация с ними — как с участниками и заказчиками мероприятий. Клиенты рассчитывают, что корпоративы будут осмысленными, эффективными и окупаемыми, а отношения с организаторами — прозрачными и искренними.