С давних времён цветы были не просто красивым украшением или желанным подарком. Их использовали, чтобы подчеркнуть статусность события, продемонстрировать серьёзность намерений, выказать лояльность и уважение. Сегодня они являются ещё и важным маркетинговым инструментом.
Согласно последним данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, производство срезанных цветов в России по итогам 2024 года достигло 400 млн штук. И несмотря на то, что большая их часть используется для продажи в розницу, объёмы, которые используются бизнесом для решения маркетинговых задач, тоже всё время растут.
Цветы обладают удивительной способностью вызывать положительные эмоции у людей, и это научились использовать в своих целях специалисты по рекламе и продвижению бренда. Дело в том, что многочисленные психологические исследования подтверждают: люди склонны позитивно воспринимать компании, которые уделяют внимание мелочам и проявляют заботу о своих клиентах, а свежий букет в интерьере как раз может стать такой важной деталью.
Конечно, есть отрасли, где применение в оформлении цветочных композиций уже давно стало обязательным. В первую очередь, это касается сферы HoReCa: кафе, рестораны, гостиницы, апартаменты являются постоянными заказчиками цветочных салонов. Кроме того, некоторые бренды фэшн-индустрии также активно вступают в различные коллаборации с цветочным бизнесом. Отдельная история — организация свадеб и торжеств, где флора является неотъемлемой частью всего действия.
Как рассказала "ДП" основатель цветочных студий Only flowers Елена Юхнева, сегодня бренды используют цветы, чтобы укрепить эмоциональную связь с клиентами, повысить их лояльность. Здесь поколение зумеров, ориентированное на контент и быстрые эмоции, играет не последнюю роль: их фотографии, сделанные на фоне отдельно взятой дизайнерской композиции или напротив украшенной цветами фотозоны, быстро расходятся в соцсетях.
По словам эксперта, с учётом всех вышеперечисленных тенденций среди корпоративных клиентов продолжает набирать популярность цветочная подписка. "В этом случае компании помогают работать над имиджем опытные флористы. Они подбирают композиции индивидуально, в зависимости от того, чем занимается организация, что хочет украсить, на чём сделать акцент. Как правило, речь идёт о чём-то нейтральном. В подавляющем большинстве случаев это цветы без резкого запаха, не вызывающие аллергию. Предпочтение отдаётся стойким сортам типа амариллис, каллы, иногда используются фаленопсисы, а также композиции из луковичных цветов и экзотической зелени".

Собеседница "ДП" дополнительно подчеркнула, что в последние годы цветочной подпиской стали пользоваться также физические лица. Это связано с тем, что для многих сегодня является нормой видеть свежие цветы дома каждый день, а не только по праздникам.
Таким образом, объём цветочного бизнеса продолжает набирать обороты. Возможно, в 2025-м, как и в предыдущие годы (согласно исследованиям BusinesStat), рынок продемонстрирует положительную динамику, в том числе, за счёт новых перспективных направлений развития.