Рейтинг событий марта: новый мини–город, завод в Шушарах и Oblomoff без доставки

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

По итогам марта в список самых читаемых материалов на dp.ru попали темы о наборе персонала на бывший завод Toyota в Шушарах (69 тыс. просмотров), застройке участка в Кузьмоловском поселении (53 тыс.) и закрытии сервиса доставки еды известного фуд–блогера (25 тыс.).

И хочется и колется

Бывший завод Toyota в Шушарах подал признаки жизни, начав поиски персонала. Это дало повод говорить о расконсервации предприятия.
В середине месяца на hh.ru появилось несколько вакансий, под описание которых подошла экс–площадка японского концерна на юге Петербурга. На этом фоне на рынке автопрома начали активно обсуждать возможное возвращение зарубежных производителей.
Управляющий партнёр аналитического агентства "ВМТ Консалт" Екатерина Косарева подчёркивает, что из всех иностранных брендов только Renault в договоре выделил пункт о возможности обратного выкупа в течение 6 лет. И если обстановка будет располагать, компания этой лазейкой воспользуется, считает она.
"Что касается других брендов, которые вознамерятся вернуться, то это будет проблемно: как правило, заводы выкупали автоконцерны и передавали управление третьим компаниям. Более половины рынка заняли чисто китайские автозаводы, которые вряд ли захотят просто так уйти, оставив всё старым хозяевам, а отечественные бренды также зависимы от китайских комплектующих в разной степени. Дело усложняется тем, что на одном и том же заводе теперь могут производиться автомобили разных марок, отечественные и китайские. Впрочем, новые представители западных брендов регулярно встречаются на российских дорогах", — добавила Косарева.
GR–эксперт Леонид Мироненко заявляет, что в данный момент нет оснований надеяться на скорое возвращение зарубежных автобрендов в Россию.
"Если мы посмотрим на то, что происходит, например, в Германии, там сейчас мощнейшее сокращение автомобильных производств. Автопром переживает достаточно серьёзный кризис. Политика стран Евросоюза достаточно агрессивна к России, и она ведёт к серьёзной экономической рецессии. И когда западные компании подумывают о том, чтобы вернуться на наш рынок, они сталкиваются с проблемами в странах Евросоюза", — указал аналитик.
Автор: Валентин Беликов / "ДП"
В любом случае, даже если возвращение автопроизводителей состоится, оно будет сопровождаться серьёзными вызовами. Иностранцам нужно не только адаптироваться к изменившемуся рынку, но и учитывать законодательные изменения, конкуренцию с китайскими брендами и потребительские предпочтения, которые далеко не всегда совпадают с их прежними стратегиями, резюмирует эксперт испытательной лаборатории "ПромМаш Тест" Кирилл Минкин. Вдобавок санкционные ограничения могут затруднить поставки ключевых комплектующих.
Я уверен, что мировые автоконцерны — европейские, американские, японские, корейские — вернутся на российский рынок. Это огромный рынок, который приносил производителям значительные доходы, и их уход был для них болезненным. Возвращение неизбежно. Сейчас российский авторынок фактически передан китайским брендам, которые за последние 2 года укрепили свои позиции — в 2023 году в России было продано более 500 тыс. авто китайского производства, а в 2024–м — более 900 тыс. Однако китайские компании ведут бизнес в России жёстко, а их стратегии ориентированы на краткосрочные выгоды. Китайские товарищи не стали для России бизнес–товарищами, поскольку заняли довольно агрессивную бизнес–позицию, работая с нами с позиции силы, заметно завышая цены на свою продукцию, считая, что они нас выручили, а значит, могут диктовать свои условия и управлять ситуацией без учёта общепринятых норм. Однако у них нет той управленческой культуры, которая была у западных брендов.
Владимир Моженков
основатель Mozhenkov Progress Consulting, экс–президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры"

Будет город–сад, но это не точно

Поля площадью 57 га в Кузьмоловском городском поселении намерены застроить жильём. Этот проект может стать одним из крупнейших в Ленобласти. Однако говорить о сроках реализации амбициозных планов пока слишком рано.
Инвестиции в строительство очередного мини–города под Петербургом оцениваются примерно в 71 млрд рублей. Точные цифры инвесторы должны представить позже. Пока какого–либо утверждённого проекта планировки нет.
Громкая заявка совпала с желанием властей Ленобласти строить все крупные проекты жилья через механизм комплексного развития территорий (КРТ). Так, по мнению чиновников, они смогут контролировать возведение социальной инфраструктуры и не допустить повторения ошибок с Мурино, Девяткино и Кудрово.
"Комплексное развитие территорий предполагает возведение современных кварталов со всей необходимой инфраструктурой. Все стороны выигрывают от улучшения качества жизни горожан через развитие социальной, жилой и коммерческой инфраструктуры — жители, застройщики, власть. Это основа для развития экономики, удержания и привлечения населения для процветания городов и регионов. Именно проекты КРТ будут развивать строительную отрасль в ближайшие 10 лет и позволят трансформировать наши города, дать им импульс для развития и улучшить качество среды для жизни в регионах", — считает директор по девелопменту группы "Самолет" Ольга Щилова.
Среди преимуществ механизма КРТ — распределение обязательств с региональными властями с чёткой фиксацией сроков их выполнения, комментирует президент GloraX Дмитрий Кашинский.
"Для девелоперов важна возможность заручиться поддержкой властей и быть уверенными, что в ходе реализации проекта условия не изменятся. Кроме того, масштаб проектов КРТ позволяет эффективнее заниматься мастер–планированием, глубоко прорабатывать все функции осваиваемой территории. Наконец, заключение договора КРТ гарантирует застройщику длительное присутствие в регионе", — перечислил девелопер основные плюсы КРТ.
Кроме того, горизонт планирования у проектов КРТ больше, что позволяет добиться необходимой рентабельности за счёт их масштаба и обеспечить загрузку собственных производственных сил застройщика на годы вперёд.
Учитывая, что ещё нет ППТ и каких–либо вводных о параметрах застройки, кроме максимальной этажности и потенциального метража, очень сложно оценить перспективность проекта. Сама по себе идея развивать территории комплексно и большими участками — хорошая и жизнеспособная. Дальше всё зависит от того, каким путём пойти. По примеру ли южных границ Петербурга и удобных малоэтажных кварталов или же по примеру северных районов с высотной застройкой. В первом случае потенциальный жилой кластер имеет шансы более–менее органично вписаться в сложившееся окружение. Особенно если сохранить в проекте рекреационную идею, предложив жизнь как за городом. Во втором случае, если по максимуму выбрать высотный регламент в 21 этаж, есть риск получить мини–филиал Мурино. И социальная инфраструктура тут ситуацию не спасёт. Локация в стороне от центров занятости, дорожная инфраструктура (ближайший выезд в город через то же Мурино по однополосной дороге) и транспортная (электричка от Токсово) окажется перегруженной.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"

Больше не доставляет

Один из топовых фуд–блогеров Петербурга Oblomoff анонсировал закрытие своей доставки роллов и пиццы 8956 Delivery. Причинами такого решения стали повышение себестоимости производства и снижение спроса на дорогую еду.
Участники рынка заявляют, что падение спроса на доставку из премиальных ресторанов — закономерная тенденция для 2025 года. Люди стали более осознанно подходить к выбору: цена теперь должна соответствовать не только уровню кухни, но и объёму порций, качеству упаковки, скорости доставки.
"Закрытие отдельных доставок — не признак кризиса, а сигнал к адаптации. Заведениям премиального сегмента важно пересматривать свои предложения, включая более доступные опции, спецпредложения и новые форматы обслуживания", — говорит коммерческий директор кейтеринговой компании KOSTIS Бэла Тлугачёва.
Эксперт по ресторанному маркетингу Кирилл Бейлин вспоминает, как ещё буквально 10 лет назад всем приходилось либо готовить самостоятельно, либо покупать полуфабрикаты сомнительного качества в ближайшем супермаркете. В то время доставка блюд из ресторанов была практически единственным способом всего этого избежать. Гость был готов платить проверенным заведениям, будучи уверенным во вкусе, качестве продуктов и скорости доставки.
"Но сегодня всё иначе. Рынок еды полностью изменился, и мы живём в мире, где горячий ужин за 15 минут — уже не роскошь, а базовая потребность. Новые сильные игроки, такие как “Самокат” и “ВкусВилл”, сделали качественную еду доступной и по–настоящему массовой. В результате они легко выигрывают битву за домашний ужин, предоставляя еду быстро, качественно и гораздо дешевле ресторанов. Это и есть главная причина того, почему спрос на доставку из дорогих заведений падает", — отметил собеседник "ДП".
По его мнению, рестораны сегодня больше не могут конкурировать с профессиональными сервисами доставки и ретейлом по основным рациональным преимуществам. Попытки создания "тёплых эмоций" и ресторанного сервиса в пластиковых контейнерах выглядят скорее грустно, чем привлекательно, и не оправдывают ожиданий гостей.
"Сегодня ресторан — это уже не столько про еду, сколько про эмоции, атмосферу и особенный человеческий сервис. Гость приходит за уникальным опытом, который невозможно доставить курьером. Если человеку нужно просто поесть, он выбирает доставку от профессионалов массового рынка. Поэтому ресторанам пора осознать важную вещь: их главный продукт теперь — это не еда, а впечатления, живое общение и уникальные эмоции. В соревновании с “быстрой едой” ресторан всегда проиграет. Но в борьбе за эмоции и человеческий контакт ресторан по–прежнему остаётся лидером — и именно на это нужно делать ставку сегодня", — резюмирует эксперт.
Автор: freepik.com
Ко всему прочему рынок доставки готовой еды стал гораздо более конкурентным. Например, сервисы вроде Delivery Club и "Яндекс.Еды" предлагают блюда по цене 800–1200 рублей, что значительно доступнее премиальных вариантов, обратил внимание FinTech and DeFi предприниматель Александр Вайс.
"Думаю, новые закрытия возможны, но премиум–сегмент полностью не исчезнет. Его аудитория — это люди с высоким доходом, которые готовы платить за качество. Однако, чтобы выжить, таким заведениям придётся адаптироваться: снижать цены, вводить скидки или предлагать более доступные блюда", — уверен он.
Снижение спроса на доставку дорогих ресторанных блюд является результатом острой конкуренции между ресторанными сетями и продуктовыми ретейлерами, которые в последнее время активно расширяют свой ассортимент готовой еды. И если по качеству и уникальности предлагаемых блюд при прочих равных условиях рестораны премиум–сегмента опережают торговые сети, то конкурировать с точки зрения ценовых преимуществ и оперативности доставки ресторанам сложнее. По итогам 2024 года траты россиян на заказы еды из ресторанов выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, при этом траты на заказ еды из магазинов росли ещё быстрее. По прогнозам экспертов, рынок готовой еды имеет серьёзный потенциал для роста: по некоторым оценкам, он может превысить к 2030 году 10 трлн рублей, а некоторые эксперты оценивают его ёмкость в ближайшие несколько лет на уровне 14 трлн рублей. Эти прогнозы представляются вполне оправданными, если учесть, что с каждым годом в числе потребителей будет увеличиваться доля молодёжи, ориентированной на экономию времени и не имеющей привычки заниматься готовкой самостоятельно. Очевидно, что эта категория потребителей ориентирована главным образом на демократичные продукты, а не на премиальный формат. Кроме того, для многих людей посещение заведений премиум–класса — это не столько способ утолить голод, сколько поход за эмоциями, ощущением причастности к своеобразному гастрономическому ритуалу, а для кого–то — даже средство повышения собственной самооценки, когда вышколенные официанты и сомелье ведут обслуживание в зале с богатым интерьером, а за соседними столиками обедают медийные лица и люди с высоким социальным статусом. Эти эффекты отчасти находят своё отражение в стоимости блюд модных и статусных ресторанов, и далеко не каждый потребитель готов переплачивать за получение дома или в офисе только лишь гастрономического удовольствия.
Екатерина Безсмертная
декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации, к. э. н., доцент