В Петербурге начали чаще расторгать сделки с рассрочкой по новостройкам

Около половины всех сделок на первичном рынке жилья в этом году происходит с использованием рассрочек. Правда, многие из тех, кто воспользовался такими схемами ранее, уже расторгают договоры.

По данным "Петербургской недвижимости", если в 2023 году в рассрочку приобреталось 8% нового жилья, то в 2024–м — уже 34%.
"По итогам 2025 года мы ожидаем, что в структуре продаж этот показатель составит порядка 50%", — прогнозирует коммерческий директор "Петербургской недвижимости" Ольга Кобякова.
Причина роста такого способа приобретения жилья очевидна — драконовские ставки по ипотеке и ограниченность льготных программ.
Ситуация с рассрочками неоднородна по классам жилья и по застройщикам. Так, по данным коммерческого директора ГК "ПСК" Сергея Софронова, доля рассрочек уже выросла до 50–52%. "Апартаменты в рассрочку продаются чаще, здесь доля таких сделок — около 73%", — подсчитал он.
В массмаркете по–прежнему велика доля ипотеки (в первую очередь льготной), поэтому рассрочки используются не так часто. Например, в "Бруснике" сейчас рассрочка составляет 31% всех сделок.
"В этом году доля рассрочек у нас около 20%. Но мы специально сдерживаем предложение и спрос, чтобы эта доля не росла. Тут есть две причины: первая — нам выгоднее находить покупателей в ипотеку, так как сразу пополняются эскроу–счета, вторая — наши проекты сдаются в ближайшее время и мы не можем предложить длительные условия рассрочки", — уточняет коммерческий директор ГК "Полис" Яна Вирченко.
В премиальном же сегменте доля сделок с использованием ипотеки всегда была существенно ниже, чем в комфорт– и бизнес–классе. А сейчас она снизилась ещё сильнее. "Например, в проектах ELEMENT сейчас распределение выглядит следующим образом: 70% сделок оформлено с рассрочкой, 25% — с полной оплатой, и лишь 5% — с привлечением ипотечного кредитования", — рассказывает генеральный директор компании Виталий Коробов.

Как купить квартиру в рассрочку

По словам Ольги Кобяковой, сейчас наиболее популярны три варианта рассрочки. Первый производится по схеме 30 / 20 / 50: первый взнос составляет 30%; ещё 20% нужно оплатить через год (но не позднее, чем за 3 месяца до планируемого срока ввода объекта); третий взнос — за 3 месяца до планируемого срока ввода объекта.
Вторая схема — рассрочка на 2 года. Такие программы обычно действуют на сданные дома. Первоначальный взнос составляет 20%; через 12 месяцев с даты подписания договора нужно внести следующий платеж в размере 40%, а через 24 месяца — оставшиеся 40%.
Наконец, программа 10 / 90 ориентирована на тех, кто продаёт объект вторичной недвижимости. Первоначальный взнос составляет 10%, а оставшиеся 90% можно оплатить в срок до 6 месяцев с даты подписания договора.
Важный нюанс заключается в том, что цена квартиры при использовании рассрочек (в отличие от ипотеки) не увеличивается и фактически фиксируется на весь срок выплат. При этом внесённые покупателем средства (пока дом не сдан) идут на эскроу–счёт, то есть страхуются от пропажи в случае банкротства застройщика.

Риски рассрочек

Как говорит директор департамента продаж GloraX Татьяна Халилова, для застройщика продажа недвижимости в рассрочку невыгодна.
"По сути, сделку нельзя считать закрытой, пока стоимость квартиры по ДДУ не оплачена полностью. Кроме того, отложенные платежи не позволяют оперативно пополнять эскроу–счета и снижать процентную ставку по проектному финансированию", — объясняет она.
Основные риски для застройщиков, предлагающих рассрочки, связаны с возможностью невыполнения клиентом своих обязательств. Впрочем, пока доля тех, кто решает расторгнуть договор покупки, составляет от 1 до 5% (в зависимости от компании).
Так, например, в "Бруснике" расторгается 1–3% сделок. Часто это происходит из–за того, что банк отказывает клиенту в ипотеке для погашения финального платежа, а других финансовых источников у человека нет. Многие покупатели брали рассрочку в надежде на скорое снижение ставки ЦБ. Однако этот расчёт не оправдался. Соответственно, чем дольше ключевая ставка будет высокой, тем больше расторжений ожидается на рынке, говорят эксперты.
"Доля расторжений напрямую зависит от условий рассрочки. Сейчас мы замечаем, что расторжения идут там, где первый взнос — 5–10%, так как в дальнейшем клиенты не могут оплатить рассрочку или перейти в ипотеку. Если же первый взнос составляет 20–30%, такие покупатели расторгают сделки значительно реже. В прошлом году многие брали рассрочки, чтобы перейти в ипотеку, когда ставка пойдёт вниз. Но положительной динамики нет, а под текущие ставки платежи по ипотеке слишком велики — таким клиентам приходится расторгать договор", — рассказывает Яна Вирченко.
Для застройщиков каждое расторжение договора — это не просто ухудшение статистики продаж. Отток средств с эскроу–счетов ухудшает экономику проекта, что сказывается на ставках проектного кредитования.
Но и для дольщика выход из сделки чреват потерями. В случае расторжения покупатель как минимум лишается стоимости платного бронирования, которая невозвратна с момента оформления договора долевого участия. "Конечно, это несоизмеримые суммы, их можно расценить как компенсацию расходов на регистрационные действия. В связи с увеличением доли рассрочки практически все застройщики включили в агентские договоры с брокерами и агрегаторами пункт о возврате комиссионного вознаграждения в случае расторжения сделок с рассрочкой. Это помогает нам контролировать процент расторжения ДДУ и избегать возможных манипуляций с выплатами комиссионного вознаграждения за сделки", — говорят в GloraX.
Но часто этим потери не ограничиваются. Например, в "Бруснике" действуют два вида штрафов. Первый распространяется на клиентов, которые задерживают очередной платёж. За каждый день опоздания взимается 1% платежа. Второй штраф вступает в силу при расторжении договора. Если клиент в течение 2 месяцев не вносит платежи и уклоняется от общения с представителем компании, он получает официальное уведомление о необходимости вернуться в график и урегулировать задолженность. В противном случае застройщик в одностороннем порядке подаёт документы на расторжение договора. Клиент будет обязан выплатить 10% от стоимости квартиры.

Позиция ЦБ

Рассрочки — это одна из рыночных практик, против которых выступает Банк России. По данным ЦБ, основные риски — это скрытый рост долговой нагрузки покупателей. Задолженность человека перед застройщиком не передаётся в бюро кредитных историй, что может привести к неправильной оценке долговой нагрузки человека и даже его дефолту при выдаче кредитов. Второй риск — непрозрачность правил продажи объекта.
Кроме того, по мнению ведомства, высокая доля рассрочек ухудшает экономику проектов и увеличивает кредитные риски для застройщиков из–за более низкой наполняемости счетов эскроу.
Согласно недавнему заявлению регулятора, ЦБ фиксирует рост продаж жилья в рассрочку вместо классической ипотеки и обсуждает с профильными ведомствами регулирование этой практики. В ближайшее время ЦБ планирует выпустить рекомендации для банков по оценке рисков проектов с высокой долей продаж в рассрочку, а также рассматривает возможность введения дополнительных требований к капитализации застройщиков, активно использующих этот инструмент.
Мы сознательно не делаем на рассрочку основную ставку — этот инструмент не так привлекателен, как ипотека, с точки зрения пополнения эскроу–счетов. Ведь по рассрочке на эскроу–счета поступает только первоначальный взнос, а по ипотеке — 100% средств от сделки. Кроме того, рассрочки несут возможные риски в виде просрочек и расторжений. Здесь стоит отметить рост доли клиентов со 100%–ной оплатой. Их доля выросла в этом году практически в 2 раза, до 14% в общей структуре продаж. Предполагаю, что она и дальше может увеличиваться за счёт снятия денег с банковских вкладов. Особенно это может быть заметно в апреле–мае, когда заканчиваются основные годовые депозиты. Случаи расторжения договоров рассрочки на рынке есть. Правда, пока не сказать, что их доля критична. Но этот инструмент гораздо более рискованный и для застройщика, и для покупателя. Здесь гораздо чаще встречается ситуация, что клиенты не рассчитывают свои финансовые возможности или строят неверные прогнозы. Например, кто–то мог рассчитывать перекредитоваться в ипотечные программы, после того как ключевая ставка будет снижена. Но пока это вряд ли случится в ближайшей перспективе, а дома достраиваются и договор нужно погашать. В результате клиент становится перед дилеммой: или перекредитовываться по высоким ставкам, или расторгать договор и получить свои деньги назад. Но последний вариант также нельзя назвать самым выгодным, ведь за пару лет стоимость внесённых денег только снизилась, а за расторжение по договору, как правило, взимается штраф. Ведь этот вариант развития событий несёт под собой финансовые риски и для девелопера.
Мария Орлова
коммерческий директор ГК "А101" в Петербурге
На сегодняшний день доля рассрочек в наших продажах достигает 70%, что значительно выше, чем год назад, когда она составляла около 10–15%. Тогда основную долю занимала ипотека, но сейчас ситуация изменилась и рассрочка стала главным инструментом для покупателей. Что касается расторжений договоров, их доля невелика — не более 2–3% от общего числа заключённых договоров по рассрочкам. Нужно учитывать, что основная волна таких сделок началась во второй половине 2024 года, поэтому сейчас количество расторжений минимально. Дальнейшую динамику прогнозировать пока рано, но мы надеемся, что клиенты трезво оценивают свои возможности и будут выполнять обязательства вовремя. Основная причина расторжений — это всё же переоценка финансовых сил: человек не может продолжать выплаты и инициирует расторжение. Штрафных санкций в таких случаях мы не применяем. При расторжении клиент получает обратно свой первоначальный взнос и все внесённые платежи.
Игорь Бадиков
директор по продажам AAG
Самые популярные программы рассрочки — это минимальный первоначальный взнос и долгий срок. Мы предлагаем совершенно разные программы, которые зависят от степени готовности объекта, и все они пользуются спросом. На фоне ограничений в выдаче семейной ипотеки, низкого скоринга клиентов и высокой ключевой ставки интерес потребителей к программам рассрочки растёт. Например, если в прошлом году в наших проектах в Петербурге доля покупок с рассрочкой не превышала 5%, в 2025 году она выросла до 30%. В Москве показатель остался на прежнем уровне — порядка 50%, что связано с особенностями рынка. В столице рассрочки давно являются понятным и удобным инструментом покупки жилья.
Ксения Садкова
директор по продажам Legenda