Первый кризис рынка
В отличие от других сегментов — коммерческой и жилой недвижимости, — которые пережили уже с десяток коллапсов, для апартаментов нынешний локдаун первый.
Случались, конечно, проблемы в 2014 году, но тогда и проектов было мало, и самих инвесторов — с гулькин нос. С тех пор многое изменилось.
Проекты росли как на дрожжах, на рынок выходили новые–старые девелоперы. Продажи били все рекорды. Первые апарт–отели начали наконец полноценно функционировать как гостиницы. Прошли аттестацию (опять же не все), получили звезды. Все было хорошо. Основная проблема рынка состояла в том, как убедить главного архитектора Григорьева, что апартаменты — это скорее гостиница, а не жилой дом. А в наличии кухни ничего криминального нет. И даже убеждали.
Рынок между тем рос: жильцы ругались с управляющими компаниями, инвесторам обещали баснословные 17,9% годовых, в апарт–отелях открывали рестораны, спа, фитнес–клубы, детские сады. Началась конкуренция с гостиницами, заполняемость приблизилась к 80%.
Но вдруг случился кризис — сначала не стало китайцев, потом и остальных туристов. Рубль упал, страна закрылась. Как говорится, с почином.
В прошлом году, когда "ДП" делал первый Рейтинг апартаментов, мы знакомили читателей с новым рынком. А в этом рейтинге мы знакомим с тем, как участники этого рынка преодолевают пандемию.
Пока неплохо. Апарт–отели выиграли по очкам конкуренцию с гостиницами. Правда, представители последних не верят этому и считают, что называемые цифры заполняемости апартаментов завышены. УК апартаментов вышли на рынок долгосрочной аренды, на котором всю жизнь властвовали квартиры с "бабушкиным" ремонтом и приходящими без предупреждения хозяевами.
Смогут ли апартаменты потеснить с рынка частных рантье? Пока неясно. Но совершенно точно, что в Петербурге найдутся арендаторы, готовые платить не серую, а белую аренду.
В целом управляющие апарт–отелями оказались более гибкими и креативными — легким движением руки апарт превращается в офис, или в место для самоизоляции, или в уголок для романтического свидания — например, для тех, кто устал от детей.
Сейчас главный вопрос — сумеют ли апарты выплачивать обещанную при продаже юнитов доходность. Здесь каждый выкручивается как может. Кто–то платит, кто–то просит войти в положение — "денег нет, но вы держитесь там". Хватит ли денег и сил удержать команду, с которой после снятия ограничений придется штурмовать новые высоты? Пока все рассчитывают на то, что хотя бы внутренний туризм в России откроют и за неимением Венеции, Рима, Мальты все устремятся в Петербург. Но когда это случится? Летом? Осенью? А что если будет вторая волна пандемии? В общем, волнительный бизнес оказался.
В продажах в строящихся проектах тоже все не так шикарно. Кто–то втихаря демпингует, у кого–то проектное финансирование, и снижать цены он не намерен. Но стройки никто не остановил. Более того — покупают новые проекты.
Так что выводы делать рано. Поэтому победителей в рейтинге пока нет. Вернее — победители все. А кто из них выживет — поймем ближе к осени. А может, к зиме.
Павел Никифоров, pavel.nikiforov@dp.ru